Цитата: rat1111 от 29.11.2013 23:52:52
Любая модель - упрощение. Для того модели и делаются. Но эта модель мне нравится тем, что при всей своей простоте - она достаточно точна. Кстати в новых, постсоветских редакциях, Васильев пошел в заумь и модель размыл до полного непотребства и непригодности.
Это как раз о чем я говорил собственно, ее и нет "простой модели", простой она была только по причине неполноты и политангажированности, "простота" не залог адекватности. Точность и достигалась за счет упрощенчества с потерей смыслов.
А попытка отразить современное понимание выпала из простых наглядных схем.
Цитата: rat1111 от 29.11.2013 23:52:52
давайте не будем возвращаться к главному вопросу философии - все равно ни вы ни я на него не ответим. Я ж написал - есть две точки зрения. если я пишу с "материалистической" - я специально отбрасываю все неатеистические моменты. Поскольку на тему ислама с точки зрения религиозной я написать не могу - не являюсь мусульманином. Temur с помывки выйдет - попрошу его отписаться - он мусульманин, вроде.
Это не разговор о материализме, светское современное религиоведение совершенно не обязательно какая-то мистика.
Само явление и значение религии, религиозной жизни, мировоззрения, сознания оказалось гораздо сложнее лапидарных схем порой откровенно агитпроповского свойства.
Вроде же читали, что я пишу например о политэкономии социализма, это общее больное место советских общественных наук схематичность, агипроповская "ясность", самоубедительность, только как это все относится с самим предметом исследования данной дисциплины порой весьма загадочно выглядит.
Кстати это касается и всего мирового религиоведения, которое относительно недавно выбралось из предустановки на "препарирование пережитка", который все никак не "переживается", а религиозная жизнь остается в той или иной форме важной для большого числа людей, среди которых многих невозможно отнести каким-то "недоразвитым" личностям. Романтический период торжества науки кончился, когда казалось, что люди вот-вот примут поголовно "научное мировоззрение", полагавшееся вполне религиозно на самом деле неким новым "учением" о всех и вся, призванным полностью развеять "религиозные предрассудки". А религиоведение выглядело чуть не "религиопалеонтологией"
Именно потребность объяснения живучести религиозных аспектов жизни вызвало необходимость искать более серьезные подходы к этой теме и как водится все оказалось гораздо сложнее, кроме того и эмпирики накопили больше и этнографы и антропологи и другие смежные дисциплины, возникло и мнение я что изучение медом включенного наблюдения весьма важно, а не только разглядывание со стороны.