КЛЮНИ́ЙСКИЙ ОРДЕН, католический монашеский орден, образованный вокруг бенедиктинского аббатства Клюни в Бургундии. Равно как Клюнийская конгрегация — монашеская конгрегация с центром в монастыре Клюни, ветвь бенедиктинцев, созданная в X веке.
Аббатство, основанное герцогом Вильгельмом Аквитанским в 910году в качестве главной обители реформированного бенедиктинского ордена, было сразу же передано под покровительство римского папы, поэтому с самого начала Клюни оказалось вне сферы права частной и королевской церкви, а также власти епископа.В 931 году папа Иоанн XI даровал аббату монастыря Клюни святому Одону привилегию принимать под свою юрисдикцию монастыри, проводившие у себя Клюнийскую реформу, суть которой заключалась в возрождении строгой духовной и аскетической жизни в период упадка монашества. Фактически это означало создание новой конгрегации бенедиктинцев. Клюнийская реформа была направлена на возвращение к строгому исполнению Устава св. Бенедикта Нурсийского, дополненного Бенедиктом Анианским; делался упор на церковном богослужении и ежедневном совершении евхаристии, а также восстановлении в первоначальном виде богослужебного пения. Клюнийцы направляли свои усилия, прежде всего на устранение тех очевидных нарушений бенедиктинского устава, которые были вызваны обмирщением монастырей в конце IX—Х в. Неслучайно для своих одеяний клюнийцы избрали черный цвет, символизировавший отказ от всего мирского. Клюнийцы требовали полной независимости монастырей от светской и епископской власти, а также строгого соблюдения обета безбрачия духовенства и запрещения симонии (продажи и покупки церковных должностей или духовного сана).
Папа Римский Урбан II освящает церковь в Клюни. Аббатами Клюни в первые два с половиной века его истории были святые Майоль, Одилон и Гуго. Они стали инициаторами создания новых монастырей или реформирования – в соответствии с идеалами клюнийского движения – уже существовавших монастырей; эти монастыри подчинялись Клюнийскому аббатству. Постепенно вокруг Клюни складывается мощное объединение монастырей, главой которого являлся непосредственно аббат Клюни, а основой монашеской жизни — клюнийский обычай, дополнявший устав св. Бенедикта. Клюни подчинялись сотни монастырей по всей Европе. Это был не просто монастырь, а целая монашеская империя, в которую входило 1100 монастырей - от Англии до Италии и от Португалии до Германии. Орден Клюни насчитывал более 10 тысяч монахов. С точки зрения древнего бенедиктинского устава эта система была необычной, однако она оказалась действенным инструментом, позволившим обеспечить порядок и стабильность в церкви в тот бурный для истории государств и папства период. Аббатами часто становились представители знатных семейств, состоявшие в дружеских отношениях с папами, королями и императорами. Аббатство Клюни достигло вершины своего могущества при шестом настоятеле, Гуго Семурском, который осуществлял верховное руководство широко разветвленной конгрегацией и клюнийским орденом в 1049–1109. В этот период клюнийские монастыри во множестве возникали по всей Франции, а также в Англии, Германии, Италии и Испании. При св. Петре Досточтимом, аббате Клюни в 1122–1156, аббатство стало вторым по значению после Рима центром христианской культуры. Клюнийское объединение не ограничивалось сферой политических интересов того или иного сеньора, как, скажем, объединение монастырей Каролингской империи вокруг правящей династии. Клюнийские монастыри были выведены из под власти местных епископов. Аббат Клюни, позднее получивший из Рима знаки епископского сана, являлся как бы епископом подчиненной ему «клюнийской церкви». Влияние аббатства было настолько сильным, что Клюни получило право чеканить свою монету, открывать школы и собирать библиотеки. Из стен клюнийских монастырей вышли четыре папы. До учреждения Клюнийского аббатства все бенедиктинские монастыри были независимыми, однако в эпоху Клюни все новые обители подчинялись главному аббатству. Кроме того, каждый новый монах бенедиктинского ордена был обязан провести несколько лет в самом Клюнийском аббатстве. Однако после 12 в. могущество Клюнийского аббатства пошло на убыль. В 1516 году король Франции добился права назначать аббатов Клюни, что привело к упадку монастыря и потере клюнийской конгрегацией своей независимости от светской власти.
Библиотека аббатства, содержавшая множество бесценных сокровищ, (В XII веке монастырская библиотека насчитывала 570 манускриптов и была одной из самых больших в Европе.) была разорена гугенотами в 1562 и революционными толпами в 1790. Большая часть уцелевших рукописей из этой библиотеки ныне хранится в Национальной библиотеке в Париже.
(Естественно, за исключением той, самой главной части библиотеки, которая была вывезена монахами в Монте-Кассино). Настоятелями Клюни были Ришелье (1585–1642), и Мазарини (1602–1661). Предпринималось несколько попыток реформировать клюнийский орден, однако в 1790 он был окончательно упразднен. После Великой французской революции от аббатства не осталось ничего, кроме колокольни и капеллы. Последний аббат Клюни Ж.-Б. Куртэн был казнён на гильотине в 1794 году.
Такой была когда-то Базилика Клюни- архитектурный шедевр раннего средневековья. Разрушена после Французской революции.
Смысл топиков об этих двух Орденах в том, что именно они обеспечивали правильное ведение родословных ВСЕХ католических семейств Европы- это раз, а также некие другие бумаги, касающиеся определенной реализации "Тайны Исповеди", которая (исповедь) должна была изначально направлена прямо Господу, т.е. непосредственно (практически) его заместителю на Земле- Папе Римскому. Не всё, конечно,а только самое важное, требующего ОСОБОГО внимания Папы при передаче такого Господу.
Причем у бенедектинцев исповедовались ВСЕ власть имущие Европы того времени. Включая самих Пап. Ценность такового материала- вполне понятна...