Почему Си Цзиньпин велит нам изучать Конфуция? ("Жэньминь жибао", Китай)
Си Цзиньпин листает труды исследователей конфуцианского учения: «Эти книги стоит серьезным образом изучать».
...Изображение учителя так и не появилось на Олимпийских играх, зато Институты Конфуция открылись по всему миру. Когда Китай знакомит мир со своей системой ценностей, первым делом мир узнает о Конфуции. Среди классических литературных произведений текст «Беседы и суждения» был переведен на другие языки раньше всех: на 22 году правления династии Мин (1594 год) итальянский миссионер Маттео Риччи уже перевел на латынь «Четверокнижие» (первая часть конфуцианского канона - прим. пер.).
Однако «Беседы и суждения» не получили признания на Западе. Некогда один иностранец написал картину под названием «Конфуций в кабинете». На картине Конфуций с гусиным пером в руке склонился над столом, на классной доске начертаны его изречения: «На дороге возможен туман, будьте осторожны за рулем»; «Не позволяйте клопам вас искусать»; «На улице дождь, нет ничего лучше, чем остаться дома». Гегель в своем сочинении «Лекции по истории философии» тоже высказывал подобное мнение: «Все в беседах Конфуция с учениками – банальные положения морали, которые можно найти где угодно, у любого народа, возможно, даже лучше, а это же что-то совершенно заурядное».
Философ ли или простой человек, житель Запада зачастую с некоторым самим собой разумеющимся пренебрежением относится к восточной цивилизации. Западные люди любят выносить суждения, исходя из так называемых универсальных принципов, которые они считают непогрешимыми, поэтому и появляются подобные взгляды. Это вовсе не вызывает удивления.
Культурные различия легко порождают предубеждения, а политическая борьба подразумевает, что интерпретировать духовные ценности можно и не прибегая к науке. Сейчас политика реформ и открытости Китая вступила в новый исторический период, глобализирующийся Китай глубоко влился в мировые процессы, и борьба восточной и западной систем ценностей будет лишь обостряться.
В настоящий момент желание лидера Китая изучить толкования изречений и деяний Конфуция вполне объяснимо, и, исходя из объективно понятных предпосылок,
Китай по-прежнему будет черпать мудрость и силу в традиционной культуре; вместе с тем государству необходимо обладать достаточной мощью и уверенностью в своих силах перед лицом всего мира, нельзя постоянно подстраиваться под западные ценности. Необходимо в соответствии с принципом «ладить со средой, не отожествляясь с нею», распространять собственную культуру и взгляды.СсылкаКвинтэссенция китайской мягкой силы.