Тред №65358
новая дискуссия
Дискуссия
100
Обсуждение лодок вроде закончилось, но рискну предложить на эту тему кое-что.
На лодке с ядреной ГЭУ (главная энергетическая установка) всего 4 контура (по меньшей мере так на 3 поколении). 1 контур – тот что включает активную зону. 2 контур – промежуточный – для изоляции 2 и 3 контура. 3 контур – контур рабочего тела. В него входят турбины переднего и заднего хода, турбогенераторы и куча ещё всего разного. 4 контур – контур охлаждения – открытый, сообщается с забортным пространством. В 1 контуре используются ЦНПК – циркуляционные насосы 1 контура. У американцев можно было ходить без включения этих насосов до мощности реактора 60%, у нас на 3 поколении несколько поменьше. Это, так называемый, режим с естественной циркуляцией теплоносителя, когда уровень шумов понижен. В 4 контуре тоже есть свой насос. Называется ГТЦН – главный турбоциркуляционный насос. Существуют режимы когда его тоже можно выключать, зависит от хода. На низких ходах напор воды маленький и насос нужон. Таким образом, возможны режимы ходов и нагрузок реактора (довольно узкий диапазон), когда можно отключить и ЦНПК и ГТЦН. Это будет самый малошумный режим. Ну там ещё нужно учитывать гидродинамические составляющие шума – это уже на более высоких ходах.
Относительно покладки на грунт. Все правильно, дизеля ложиться могут, атомоходы нет. 4 контур не дает. Без охлаждения реактор не может. На жидкий грунт атомоходы тоже не ложатся, разве что на короткое время. Жидкий грунт это скачок плотности воды. Чаще всего из-за падения её температуры или увеличения солености. В данном случае нас интересует температура. Сбрасываемое 4 контуром тепло увеличивает температуру воды и размывает жидкий грунт. После чего лодка начинает проваливаться.
Относительно постановки на якорь в подводном положении. Дизеля, если у них есть якорь, могут становиться. Атомоходы якорей не имеют. Зависнуть в толще воды тоже очень проблематично. У лодки есть следующие, скажем так, свойства:
• плавучесть – когда положительная –всплываем, отрицательная – тонем. Либо нулевая – ни туды ни сюды.
• Остойчивость – стойкость лодки к переворачиванию. Она бывает продольная и поперечная. Поперечная это когда переворачиваемся через борт. Продольная – через нос-корму. (Кстати, большинство лодок после аварийных всплытий утонули именно от потери продольной остойчивости)
Так вот, главная проблема именно с продольной остойчивостью. На ходу продольную остойчивость в основном обеспечивают рули: БКГР (большие кормовые горизонтальные рули) и НГР (носовые горизонтальные) за счет сами понимаете чего. При отсутствии хода продольную остойчивость можно обеспечить только при помощи точной дифферентовки – правильного распределения количества воды в носовой (НДЦ) и кормовой (КДЦ) дифферентных цистернах. Причем, так как лодка длинная, то любое перемещение какой либо даже относительно небольшой массы вдоль лодки (например перераспределение гидравлики в результате работы механизмов) приводит к нарушению этой самой продольной остойчивости. Тоись, это нужно постоянно дифферентоваться, включать механизмы на перекачку между НДЦ и КДЦ. А это шум, с которым мы боремся. В общем нет выгоды от такого режима, тока лишний гемор.
Самым хитрым режимом для стратегов в советское время было приледнение: уход подо льды, упор из воды в лед с небольшой положительной плавучестью и далее вместе с льдиной дрейфуем и ожидаем приказу на боевое применение оружия. В таком режиме и связь можно организовать надежную, что весьма важно.
Заранее прошу извинить если где что напутал. Давно это было и не механик я по специальности. :)
Кто-то спрашивал про ЛОХ. Синим покрашены трубы с воздухом, дуется он кажись от системы ВСД (воздух среднего давления), а красным – там где хладон.