Цитата: captainvp от 27.12.2013 16:24:00- Являются ли агностики атеистами?
- Нет. Атеист, подобно христианину, полагает, что можно узнать, существует Бог или нет. По мнению христианина, мы знаем, что Бог есть; по мнению атеиста, мы знаем, что Бога нет. Агностик воздерживается от суждения, говоря, что нет достаточных оснований ни для подтверждения, ни для отрицания. В то же время, агностик может полагать, что существование Бога, хотя и не невозможно, но вряд ли вероятно; он может даже считать это существование невероятным до такой степени, что его не стоит и рассматривать на практике. В этом случае он недалеко уходит от атеизма. Его позиция может напоминать осторожное отношение философа к древнегреческим богам. Если бы меня попросили доказать, что Зевс, Посейдон, Гера и прочие олимпийцы не существуют, для меня оказалось бы затруднительным подобрать убедительные аргументы. Агностик может полагать существование христианского Бога столь же невероятным, сколь и существование богов-олимпийцев; в этом случае он практически становится на позицию атеиста.
Таким образом, хотя приведенное и дает возможность найти в ваших аргументах, где вы пытаетесь поставить знак равенства между атеистом и агностиком, рациональное зерно, все-таки разница существенная. По-крайней мере, нет речи ни о какой вере агностика. Из вышепреведенного также следует, что в случае агностицизма четкой границы не существует. Одни агностики больше склоняются к тому, что Бога сорее нет (таким образом, он становится очень близок к атеизму), другие - скорее есть. Лично я нахожусь строго посредине. При этом отрицательно отношусь к воинствующим атеистам и положительно отношусь к любой трациционной церкови - особенно своей - православной..
С уважением.
CVP
В принципе существует достаточно специфичный и чувствительный критерий, позволяющий практически однозначно разграничить понятия агностицизма и атеизма, верыи это ничто иное как , уже выше озвучивалось важность понимания этого понятия , как формулировка основных признаков Веры.
Вера в принципе не предполагает возникновения такой ситуации, когда она может быть признана верующим ошибочной...даже при предъявлении самых-разсамых аргументов, обосновывающих эту самую ошибочность. Любые (100%) аргументы не принимаются как существенные и в ,лучшем случае, воспринимаются верующим как искушение, призванное, наоборот, укрепить его веру. А в худшем - однозначным признаком ущербности непросветлённого оппонента, который кроме сочувствия других эмоций вызывать не может в принципе.
Атеисту же в принципе всё равно - есть Бог или нет...тут необходимо уточнить - он не знает, что Бога нет. Атеист в данный момент времени не видит ни одного повода делать поправку в своём поведении и миропонимании, предполагающую наличие этого самого Бога. Но, принципиальный момент, атеист по определению способен воспринимать критику. Т.е. Принципиально возможна ситуация, когда атеист, разведя руками, скажет :"Убедили! Я теперь знаю что бог есть!" И при этом его мировоззрение не рухнет и он не будет испытывать сколь нибудь значимый психологический дискомфорт (ну при условии, что явленный ему Бог не будет требовать расплаты за неверие)))), , как это бывает у разуверившисхя, по каким либо причинам, бывшего верующего.
К верующим, таким образом, относим и агностика. Ему по барабану те же 100% аргументов....причем, что за, что против. Не познаваем и точка!))
В итоге, двумя словами, вера в принципе лишена "самокритики", что в обычных условиях в подавляющем большинстве случаев заведомо повышает шансы её носителя на принятие неверного решения, по сравнению с носителем критически осмысляемого мировоззрения. Что в принципе очевидно и интуитивно понятно - отсутствие способности к самокритике редко кого до добра доводило)). Ну и что бы не звучала эта аналогия "диагнозом", можно озвучить другую , на мой взгляд, вполне удачную и более нейтральную аналогию: у верующего всегда , при всех прочих равных условиях, на один фактор больше в перечне всех прочих факторов, которые необходимо учитывать при принятии гипотетического "решения". Ну а чем больше "неизвестных" в "уравнении", тем его решение является более трудоёмким, что однозначно увеличивает вероятность ошибки. Естественно, такой упрощённый "арифметический" подход вводит в искушение немедля заявить о морально-этической неполноценности этого самого "допущения", что на самом деле не так...Все приходящие в голову моменты типа сострадания, человеколюбия и прочего самопожертвования - вполне справедливо укладываются во "все прочие равные условия", должны учитываться наряду с другими факторами и не требуют по умолчанию введения в "уравнение" заведомо лишнего неизвестного. С другой стороны можно попытаться упростить ситуацию, заменив необходимость учитывать кучу этических моментов одной универсальной "константой" в виде веры...Но тут вероятность ошибки возрастает в геометрической прогрессии, ибо утверждение об универсальности константы подвергнуть критическому анализу не дадут её (веры) сторонники, не говоря уж даже о попытке ими самими для себя её поставить под сомнение. Так что это "неизвестное" так и остаётся "неизвестным" и замена его пусть большим количеством, но известных факторов так же однозначно позволит уберечься от ошибки