Умом Россию не понять.Изменяющие мир – школа будущего Виктора Шаталова
Сегодня многих родителей волнует вопрос качества образования в массовой школе. От разнообразия нестандартных методов обучения голова идет кругом. Однако, несмотря на то, что большинство учебных заведений активно внедряют инновационные технологии, а государство ежегодно тратит миллионы рублей на повышение квалификации учителей, уровень знаний учащихся оставляет желать лучшего. Мало кто из сегодняшних выпускников надеется на то, что школьных знаний будет достаточно для поступления в ВУЗ и большинство из них, дабы гарантировать учёбу дальше, посещают репетиторов. А уж те, точно знают, какими нетрадиционными способами обеспечить глубокие и надежные знания. Большинство нестандартных методик обучения появилось в конце ХРвР‚ВВ Х века, но по тем или иным причинам они не нашли широкого применения в общеобразовательных учебных заведениях. При этом глубоко укоренились в практике частного преподавания, потому как результат от их использования говорит сам за себя. Одной из таких самобытных методик можно назвать «Педагогику Шаталова».
Её уникальность заключается в том, что, даже, слабый ученик блестяще усваивает учебный материал и успешно применяет его на практике через значительный промежуток времени.Экскурс к истокамА началось все в далеких 70-х, когда никому не известный учитель математики из города Донецка, Виктор Федорович Шаталов, решил обнародовать авторскую методику обучения школьников, которую вынашивал 13 лет. Чего ему это стоило, может понять только человек, живший в ту эпоху. За разрешением открыть экспериментальный класс он ездил и в Москву, и в Киев, оббивал пороги НИИ и Министерства образования, Академии наук и ЦК КПСС, в итоге - отказ. Однако это не только не сломило волю педагога – новатора, а вопреки всему, вдохновило на то, чтобы доказать чиновникам эффективность подобного способа обучения. Пойдя на хитрость, Шаталов, нашел школу, в которой ему разрешили работать по собственному методу. Пусть и в свободное от занятий время, два раза в неделю после уроков, но Виктор Федорович согласен был и на это, дабы обосновать результативность своей методики и показать, что слабых учащихся или учеников с гуманитарным складом ума, как это модно говорить, не существует. И тут, возникла новая проблема, учителя – математики восстали против педагога-новатора. Конечно, кому понравится, что ученик, прошедший курс обучения у Шаталова, приходит на урок и начинает поправлять своего учителя, делать замечания и исправлять ошибки. Шаталова уволили. Однако зерно истины уже начало давать свои всходы, возникла «блуждающая группа», как с улыбкой называл ее сам Шаталов, которая, то в одном институте недельку позанимается, то в другое учебное заведение напросится. Те, кто имел удовольствие наблюдать за работой на уроке у Виктора Федоровича, с восторгом говорили о том, насколько насыщено занятие педагога-новатора, и с какой легкостью дети справляются с заданиями. Тут отсутствует проверка домашнего задания, к доске идут не по журналу, а по желанию. Отвечает тот, кто быстрее справляется с заданием, а о дисциплине никто и не вспоминает, потому, как некому ее нарушать, если все увлечены работой.
Возникает закономерный вопрос: что стоит за методом Шаталова, в чем причина такой 100% эффективности учебной деятельности.Формула успеха обучения по Шаталову«Все гениальное просто» - говорил Йозеф Геббельс. Еще несколько столетий назад психологами были открыты основные законы восприятия информации, которые легли в основу методики Шаталова и показали блестящие результаты в обучении школьников.
«Голова ученика – не сосуд, который нужно заполнить, а факел, который нужно зажечь» - говорил Плутарх. Однако «не наполнив, не зажжешь» - перефразировал гениальный педагог Шаталов. Именно, исходя из данного утверждения, был сформулирован первый принцип Шаталовской педагогики, как принцип целостного восприятия информации. Первые пятнадцать минут педагог дает «скелет» предмета. Например, полный курс геометрии за год: все понятия, определения, теоремы, чертежи и т.д. «Это невозможно» - скажете вы, но «это работает» - говорит опыт Шаталова. Попробуйте представить картину художника, например «Боярыня Морозова» Сурикова, разрезанную на сотню страниц и сшитую в учебник. Дайте этот фолиант ученику, и пусть он его полистает, перескажет, в общем, попытается воспроизвести целостную картину. Как быстро у него это получится и получится ли вообще? Именно по принципу от частного к целому строится материал в большинстве школьных учебников. Шаталов же идет от целого к частному, находит композиционный центр картины (учебного материала) и уже от него выстраивает все эскизные элементы, постепенно заполняя деталями и цветом, при этом постоянно возвращаясь к главному фрагменту. Регулярному повторению материала учитель уделяет особое внимание. И тут срабатывает принцип «соленого огурца», если в банку с рассолом положить свежие огурцы, то они непременно станут солеными. При многократном повторении материала рано или поздно все ученики его усвоят. И только этот фактор станет для учителя отправной точкой для того, чтобы двигаться дальше.
Следующая особенность восприятия информации заключается в ее ограниченности. Одновременно человеческий мозг способен обрабатывать до 7 объектов (элементов), а значит, все, что дается выше этого вызывает перегрузку внимания, памяти и мышления. В итоге ребенок не усваивает учебный материал, и о нем говорят: «в одно ухо влетело, а в другое вылетело». При этом существуют абсолютно реальные механизмы работы с большими массивами информации, к ним относятся кодировки, схемы и опорные конспекты. Однако самостоятельно ученик не в состоянии написать эффективный, работоспособный конспект, и тут на помощь, по мнению Шаталова, должен прийти учитель. Опорным конспектам педагог-новатор уделяет особенное внимание. Весь объем знаний он определяет в 5 - 7 блоков, где нет ничего лишнего и строго выверена каждая буква. Конспект представляет собой лист опорных сигналов - дидактическое средство, в котором большой объем учебного материала сжат до отдельных символов, знаков, букв и схем, представленных в цвете и в особом порядке. Понять его можно, только внимательно прослушав объяснение учителя и прочитав материал в учебнике. Такой принцип построения системы опорных сигналов предупреждает возникновение у ребенка соблазна ограничиться данным конспектом и не расширять объём знаний. Учебный материал, который дает учитель и та информация, что ученик черпает из книги, при опоре на подобные цветные сигналы надежно сохраняются в долговременной памяти и при необходимости легко воспроизводятся учеником. Данное дидактическое средство зачастую считается основным достижением педагогики Шаталова. Тогда, как сам учитель - новатор, и большинство педагогов, работающих по его системе, называют «педагогику сотрудничества» главным открытием этого нетрадиционного метода обучения. Именно тандему учитель – ученик, Шаталов уделяет первоочередное внимание. Доброжелательное отношение к ребенку, отсутствие критики и негативной оценки знаний ученика, юмор и умение вовремя снять напряжение в классе – вот основные признаки урока Мастера. Вся педагогика Шаталова пронизана гуманным отношением к школьнику. А в ситуации, когда ученику не ставят жестких ограничений: или ты понял материал сейчас, или никогда; в условиях полной открытости и доверия, когда знаешь, что не последует негативной реакции на ошибку, наступает момент свободы и раскрепощения, что является непременной предпосылкой к творческой деятельности.
Принцип бесконфликтности в обучении находит отображение еще в одной особенности педагогики Шаталова. Речь идет о системе оценивания знаний. Традиционно в школе ученик, не выучивший урок, получает двойку в журнал, и, даже, если на следующем уроке, он пересдает тему на 5 баллов, то двойка никуда не исчезает, а значит говорить о хорошей оценке в конце четверти (семестра) не приходится. Постепенно у ребенка исчезает желание учиться, так как малейшая ошибка приводит к невозможности получить в итоге хорошую отметку, а на тройку много знаний не требуется. Шаталова по праву можно называть педагогом – реформатором в этой области. Своей системой оценивания знаний он дает шанс каждому ученику, вне зависимости от мыслительных способностей, добиться наивысшего результата. Так Виктор Федорович выставляет оценки в журнал карандашом, и при необходимости ребенок всегда может пересдать тему и повысить отметку. При этом более высокую оценку учитель ставит не рядом с предыдущей, а вместо нее. В итоге оценка в журнале отображает не сам процесс усвоения учебного материала, а качество знаний ученика в определенный период обучения.
Проучившись три четверти на три балла, в году ученик может иметь пятерку. Такая подвижность оценки кардинально меняет отношение ребенка к процессу обучения. Шаталов уверен, что исключительность педагогики должна заключаться в том, чтобы дать возможность поверить ученику в собственные силы, в исключительность своего разума, и в то, что нет вершин, которые не могли бы ему покориться.
Педагогика Шаталова – школа будущего или опыт прошлогоПознакомившись с системой обучения Шаталова, возникает закономерный вопрос: почему спустя полвека методика Шаталова, так и осталась достоянием избранных? Что мешает ее успешному внедрению в массовый процесс обучения? Неужели необходимо обладать гениальностью Шаталова, чтобы использовать подобный способ обучения на обычном уроке в обычной школе? Вопросов много, а ответ напрашивается один: авторитарной школе, педагогу – диктатору данная методика обучения неприемлема и даже опасна, потому как разрушает годами формировавшиеся стереотипы отношений учителя и ученика. Тогда как учителю – энтузиасту, педагогу от Бога она станет глотком свежего воздуха, если, конечно, «добродушные коллеги» не перекроют кислород. И в этом случае лучше Ф.Тютчева никто не скажет:
«Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать -
В Россию можно только верить».