«Сноуден будет счастлив»
Президент США пообещал реформу спецслужб, запретив им следить за иностранными лидерами
В пятницу президент США Барак Обама, выступая в здании минюста США, изложил планы по реформе американских спецслужб в части их методов сбора информации. Он рассказал о своей новой директиве по этому поводу.
Пикантно, что в качестве «риска» в работе спецслужб Обама, по сути, назвал не происки многочисленных врагов США, а тот факт, что методы самих разведчиков могут стать достоянием гласности. «В то же время действия по электронной разведке и возможность, что эти действия могут быть раскрыты без разрешения, ведут к многочисленным рискам, – уточняется в директиве Обамы. – Эти риски включают наши отношения с другими странами, наши коммерческие, экономические и финансовые интересы, доверие к нашей приверженности по созданию открытого, децентрализованного и безопасного глобального интернета и защиту источников и методов разведки».
Обама не без пафоса отметил: «Мы должны продолжать добиваться, чтобы наша электронная разведка принимала во внимание наши союзы и прочие партнерские отношения, лидирующую роль, которую США играют в защите демократических принципов и универсальных прав человека, и растущую глобализацию торговли».
Глава Белого дома еще раз заверил, что результат слежки не будет использоваться для борьбы с инакомыслящими. «Электронные разведданные, собранные в большом объеме, ни в коем случае не могут использоваться для подавления или ограничения критики или несогласия, для ущерба лицам по признаку национальности, расы, пола, сексуальной ориентации или религии, для конкурентных преимуществ для компаний и бизнеса США в коммерческом отношении», – говорится в директиве.
Шесть угроз от Барака Обамы
Как передает РИА «Новости», в директиве указаны шесть угроз, борьба с которыми допускает сбор данных электронной разведки: шпионаж иностранных государств против США, терроризм, оружие массового поражения, киберугрозы, военные угрозы армии США и союзников, международные криминальные угрозы, включая незаконную финансовую деятельность и уход от санкций. Использование электронной разведки в других целях не разрешается, уточняет директива. Впрочем, очевидно, что эти угрозы и есть, по сути, вся сфера ответственности спецслужб, так что для разведчиков ничего не меняется.
Обама велел разведсообществу в течение года предоставить предложения по переходу с массового на целевой сбор данных. «Госсекретарь США определит высокопоставленного чиновника в Госдепе, чтобы координировать усилия министерств и агентств, связанные с вопросами сбора международной информации. Этот чиновник будет контактным лицом для иностранных властей, у которых возникнут вопросы по поводу электронной разведки, осуществляемой американской стороной», – говорится в документе.
Обама не стал скрывать, что «новый курс» во многом – следствие разоблачений беглеца из спецслужб Эдварда Сноудена. Как известно, в декабре президент получил доклад группы экспертов, которая по просьбе Белого дома сформулировала предложения по реформе. Сам бывший сотрудник АНБ, который в прошлом году получил убежище в России, удостоился упоминания в речи Обамы. «Я не собираюсь разбираться в действиях и мотивации господина Сноудена, но скажу, что защита нашей нации зависит частично и от честности тех, кому доверены секреты страны», – заметил президент. Откровения Сноудена будут влиять на спецслужбы многие годы, посетовал Обама. Впрочем, добавил президент, он не был полностью удовлетворен работой секретных служб еще до «откровений» бывшего АНБ-шника.
Оратор немного «подсластил пилюлю», заявив, что аудит программ слежки не выявил нарушений американского законодательства. И, добавил Обама, сам факт публичного обсуждения промахов спецслужб свидетельствует о том, что Америка находится «в авангарде защиты частной информации и человеческого достоинства»...
Ссылка