Новая холодная война: Китай против Японии ("The Diplomat", Япония)
Возникает впечатление, что в последнее время японские руководители не могут и чихнуть без того, чтобы не вызвать гнев со стороны китайцев, – и наоборот. Поэтому неудивительно, что даже примирительные заявления Синдзо Абэ встретили резкий отпор. В четверг Абэ написал поздравление с Новым Годом по лунному календарю, которое опубликовала местная пресса на китайском языке. Согласно переводу Reuters из японоязычного издания, Абэ утверждал, что Япония после Второй мировой войны «идет тропой мира», и что «ничего не изменилось в политике сохранения такой миролюбивой позиции».
В пятницу Абэ протянул новую оливковую ветвь мира. Согласно сообщению канала Channel NewsAsia, он выступил на заседании парламента с заявлением о том, что «Япония и Китай неразделимы». Он также высказал пожелание о возобновлении дипломатических встреч между двумя странами. «Вместо отказа от диалога по нерешенным вопросам мы должны вести переговоры, потому что у нас есть проблемы», – сказал Абэ.
Китай резко отверг эти пробные попытки примирения. Отвечая на прежние просьбы о начале двустороннего диалога, официальный представитель МИД Китая Цинь Ган (Qin Gang) ответил с острым сарказмом: «Такого рода диалог не даст результата. Китайские лидеры очень заняты. Пусть они посвящают больше времени делам более полезным и дающим больший эффект». Китай неоднократно высказывался по поводу своей позиции, состоящей в том, что дипломатические встречи между Китаем и Японией невозможны до тех пор, пока Синдзо Абэ не докажет свою искренность. Во время пресс-конференции в пятницу Цинь Ган изложил конкретный путь к возобновлению диалога. Абэ должен заявить, что он отойдет от края пропасти, немедленно признать и исправить ошибки, и больше не посещать синтоистское святилище Ясукуни.
Как я уже писал ранее, в данный момент ничто из сказанного и сделанного Абэ не удовлетворит китайских руководителей (совершенно невероятно, что он извинится за свой визит в Ясукуни или за империалистическое прошлое Японии). По мнению китайских руководителей, Абэ сам себе противоречит, о чем написала China Daily в своей редакционной статье. Если Абэ не извинится и не воздержится от продолжения тех действий, которые вызывают недовольство у китайцев (визит в Ясукуни, наращивание военной мощи Японии и так далее), то Китай будет считать неискренними его высказывания о диалоге и мире. Между тем, с точки зрения японцев, если Абэ весь остаток своего срока будет доказывать Китаю свою дружбу, это создаст вполне очевидные негативные последствия для японских интересов.
Итак, мы имеем две страны, каждая из которых наращивает свою военную мощь и в то же время утверждает, что делает это лишь для того, чтобы противостоять угрозам со стороны своего регионального соперника. Добавьте к этому глубокое недоверие Японии и Китая к столь разным политическим системам друг друга и давнюю взаимную вражду, и вы получите две страны, смотрящие друг на друга с глубокой подозрительностью. Каждая из них настаивает, что любит мир, и при помощи тактики страха пытается изобразить из оппонента агрессивное страшилище. Звучит знакомо, не правда ли?
С окончанием холодной войны стратеги и аналитики начали предупреждать руководителей о необходимости отказаться от «менталитета холодной войны». Но их предостережения явно не сработали, потому что именно такой менталитет господствует сегодня в отношениях между Китаем и Японией. Две страны настолько враждебны по отношению друг к другу, что ни одна из них не может ничего сказать или сделать, не вызвав при этом ответной реакции другой стороны. Напряженность прорывается в самых неожиданных местах – во время африканского турне Абэ, на международном экономическом саммите в Швейцарии и т.д...
Ссылка