Биткойн — это индуцированный массовый психоз.Механизм этого психоза заключается вот в чём.
"Как продать купюру $20 за 200 баксов?"Те, кто уже вложился в оборудование для майнинга, вынуждены наращивать свою мощность, ибо первый, нашедший новый блок, получает биткойны, а все остальные — зря изводили электроэнергию в тепло. Более того, примерно каждую неделю трудоёмкость пересматривают. Если блоки находят слишком быстро, то трудоёмкость автоматически увеличивается.
Кроме того, в архитектуре биткойна заложена
«трагедия общинного пастбища». По мере выработки биткойнов вознаграждение за майнинг снижается. Начиналось с 50 биткойнов за блок, сейчас 12,5. Это полностью эквивалентно перевыпасу на общинном пастбище. Несмотря на то, что интенсивная эксплуатация общинного пастбища невыгодна общине в целом, тем не менее, каждому из членов общины, пасущему свой скот на общем пастбище, выгодно увеличивать выпас, чтобы успеть получить от убывающего плодородия пастбища больше, чем его соседи!
Смотрим на
blockexplorer.com Наблюдаем колоночку «майнер». Чаще всех в колонке мелькает
AntMiner Pool. Он выигрывает примерно 1 блок в час. У него установленная мощность 1 эксахэш в секунду. Если предполагать, что это всё сделано на их майнерах
AntMiner S9, с производительностью 14 терахешей в секунду, потребляющих 1,4 кВт (энергопотребление 0,1 Вт на 1 гигахэш в секунду), то AntMiner изводит в тепло 100 МВт электроэнергии. Следующий —
BTCC Pool, у него мощность вдвое меньше — 500 петахэшей в секунду. Дальше по списку — 413 PH/s, 300 PH/s и т.д. Очевидно, не все они используют самые новые майнеры. Предыдущее поколение ASIC жрало примерно 0,25 Вт на GH/s. Итого сейчас в тепло изводится несколько сотен мегаватт электроэнергии. Ну ладно бы, это тепло шло на подогрев воды в аквапарках и бассейнах или хотя бы на подогрев воздуха в теплицах — это тепло просто выбрасывается! Меня, как физика, такое использование электроэнергии просто расстраивает.
Ну и накладывается общая для всех "пузырей" проблема. Механизм "пузыря" заключается в положительной обратной связи между динамикой цены и инвестиционными ожиданиями спекулянтов. Цена на биткойн определяется соотношением между количеством биткойнов, которые продавцы желают продать, и количеством долларов, которые "инвесторы" хотят вложить в биткойн. Когда курс биткойна растёт, инвесторы горят желанием вложиться в растущий "инструмент", надеясь перепродать потом другим "инвесторам" (см.
"теория большего дурака"). Дальше происходит совершенно безумная вещь - общий объём выпущенных биткойнов умножается на текущую цену и получившееся произведение называется "рыночной капитализацией". Это совершенно бессмысленная цифра, которая, тем не менее, напрочь сносит критическое мышление количеством нулей, не умещающихся в понимании обычного человека (об этом писал английский социолог Сирил Паркинсон в своей книге "Законы Паркинсона"). Тут срабатывает конформизм ("стадный инстинкт") - "миллионы леммингов не могут быть неправы", дескать, в этот рынок уже "вложены миллиарды" (как будто это гарантирует сохранность вложений, "хи-хи" два раза). Суровая реальность заключается в том, что когда "инвесторы" захотят "вывести" свои "инвестиции", то это произойдёт вовсе не по тому курсу, по которому они "заходили". Та же самая положительная обратная связь, которая гнала "инвесторов" покупать и вздувала цену, будет работать на понижение цены - чем сильнее цена падает, тем больше инвесторов будут стремиться продать свои падающие "активы", чтобы спасти хоть что-нибудь. В финансовых пирамидах выгоду получают только редкие счастливчики, которые успели выйти до начала обрушения. Повторю, это явление присуще не только биткойну, а всем без исключения "финансовым инструментам". И нет ни одной предпосылки к тому, чтобы биткойн миновала эта участь.