традиции флотской офицерской честиКомандир «Камбалы» лейтенант Аквилонов возражал против атаки в ночное время в погруженном положении и настоял на том, чтобы атаковать эскадру в позиционном положении, так чтобы была видна рубка лодки. Тем не менее, атаку решено было производить по принципу перископной. Капитан 2 ранга Белкин спустился в рубку и через перископ наблюдал за эскадрой, мичман Тучков находился у торпедных аппаратов, а лейтенант Аквилонов управлял кораблем стоя на мостике.
В 23.27 с дистанции 4 кабельтова «Камбала» успешно атаковала головной броненосец "Пантелеймон" (бывший "Потемкин") на створе Инкерманских маяков, условно выпустив единственную свою торпеду. Пройдя по левому борту флагманского корабля контр-курсом в расстоянии полукабельтова, лодка вдруг переложила право на борт и попала под таран броненосца "Ростислав". На броненосце заметили лодку лишь в 30 метрах от носа. Попытка отвернуть влево и дать полный ход назад не предотвратила катастрофу - лодка была протаранена и затонула на глубине 58 метров, с двадцатью моряками. Спасли только одного человека - командира, лейтенанта Аквилонова, при ударе его выбросило с мостика, а спасательный жилет удержал его в холодной воде до подхода шлюпки с крейсера "Память Меркурия".
Возможными причинами гибели лодки были - необходимость подхода лодки как можно ближе к атакуемому кораблю, поскольку вероятность попадания одной торпедой с дальних дистанций была очень малой, и ошибочные действия командира при управлении лодкой. Следственная комиссия отмечала, что свидетели находившиеся на "Ростиславе", отчетливо слышали команду, данную командиром лодки - "право руля, полный ход" (в соответствии со статьей 886 Морского устава "при команде "право руля" корабль катится влево, при команде же "лево руля" - корабль катится вправо. Это правило вошло в устав с времен, когда для поворота корабля вправо румпель руля перекладывался на левый борт и наоборот.) Аквилонов либо пытался проскочить перед носом "Ростислава", либо оговорился.
Суд над командиром лодки лейтенантом М.М. Аквилоновым был долгим, так как лейтенант был сыном крупного армейского священнослужителя. Военно-морской суд Севастопольского порта признал командира «Камбалы» виновным лишь в неосторожном сближении с кораблями эскадры и вынес мягкий приговор: "…подвергнуть заключению в крепости на шесть месяцев, без ограничения прав и преимуществ, и предать церковному покаянию по распоряжению духовного начальства".
С решением суда Аквилонов не согласился и трижды апеллировал к царю с просьбой ужесточить приговор, так как считал себя виновным в гибели экипажа. Николай II ужесточил приговор, лишив его звания, орденов, дворянства, всех прав и преимуществ.Гибель «Камбалы» потрясла всю страну, это была вторая катастрофа подводных лодок на русском флоте с гибелью всего экипажа. И если в первой «Дельфин» затонул в Санкт-Петербурге прямо на Неве в результате поступления воды внутрь корпуса, через месяц он был поднят и введен в строй, то «Камбала» перерезанная тараном броненосца, легла на грунт у морского подножия Севастополя.