Юго-Восточная Азия и другие регионы. Литературно-исторические исследования..
20,567,650 50,314
 

  silversmith ( Слушатель )
09 мар 2014 04:29:51

Тред №691825

новая дискуссия Дискуссия  168

Чем-то эти размышления Ирины Антоновой перекликаются с исторической темой этой ветки. Пусть побудет здесь.

Интервью журналу "Русский Репортёр", 6 марта 2014

Землетрясение сначала слышат художники и писатели

Цитата
Говорят, что ХХ век начинается с 1914 года, с мировой войны. Может быть. Но к этому моменту искусство все зафиксировало уже. Пошел абстракционизм: Мондриан, Кандинский. Потом появился сюрреализм, тоже один из деформирующих реальность подходов. Это все сопровождалось большим количеством разных дадаизмов, которые не так уж сильно отличаются друг от друга. Принцип уже понятен.

Потом, сразу после войны, появился интересный вариант абстрактного искусства у американцев. Джексон Поллок тому свидетельство. Очень, я бы сказала, содержательное искусство. А потом с определенного момента — с постмодернизма, концептуализма — эта революция кончилась. Началось другое. И вот мне кажется, что этот следующий период не только удивительно непродуктивен для искусства, но это уже другой тип человеческой деятельности.

Это, конечно, творчество, оно основано на переживании. Но это уже не искусство. Понимаете, в искусстве есть два обязательных компонента: эстетическое начало и этическое. На последнем, кстати, построено все русское искусство. Когда эти компоненты выпадают, деятельность художника все равно продолжается. Художники продолжают лепить, соединять что-то с чем-то, но искусство кончается.

Думаю, что в обозримом будущем появится определение такого рода деятельности. Я к ней отношусь с полным уважением. Раз это во всем мире делается, значит, это кому-то нужно. Но поскольку этот новый вид деятельности не популярен в широких кругах, чтобы он продолжался, требуется огромная финансовая поддержка. И появилась большая группа людей, которая вкладывает в это деньги.



P.S. И не только с исторической.

Цитата
Андре Мальро, знаменитый министр культуры Франции, как-то сказал, что только две страны создали идеал личности: Англия — джентльмена, Испания — кабальеро. А есть русский идеал?

... Понимаете, в чем дело, он все-таки говорит о героях литературных. Ну, русский офицер, дворянин-интеллигент типа Болконского. Но где это? Ушедшая натура, да. С русским интеллигентом очень трудно дело обстоит. Это могут быть очень обаятельные образы, но на острых поворотах истории они показывали себя не всегда хорошо, не всегда достойно. Они не служили примером для подражания. И русский литератор то же самое. Кабальеро и джентльмен — это образы поведенческие. Персонажи, на которые может опереться страна. А на русского интеллигента — нет, не может. Он слаб для этого. Духом. Хотя он обаятельный, в нем масса привлекательных черт.

Отредактировано: silversmith - 09 мар 2014 04:43:50
  • +0.28 / 4
  • АУ
ОТВЕТЫ (1)
 
 
  Темур_ ( Слушатель )
10 мар 2014 19:37:44


[pre]
[pre]     — Это никому не известно и никого не касается, — ответил он.
    —  Ну  да, неизвестно,  —  послышался все  тот же  дрянной  голос  из кабинета, — подумаешь,  бином  Ньютона! Умрет  он через девять  месяцев,  в феврале  будущего  года,  от рака печени в клинике Первого МГУ, в  четвертой палате.
[/pre]
[/pre]

То, что дама не заметила созданных русским обществом и литературой образцов поведения, не означает, что их нет. А означает только то, что дама Крапивина, Стругацких и Олдей не читала. И кто ей виноват?..

Олди:
ЦитатаЛадони с нечеловеческой скоростью простучали по груди монаха – так бьет лапами кошка или лиса, – и преподобного Баня швырнуло через всю комнату, ударив спиной о стену.

Такой удар сломал бы обыкновенному человеку позвоночник.

Но монах встал.

Курильница в виде журавля пролетела через всю комнату, и острый клюв вонзился преподобному Баню под ключицу. К счастью, неглубоко. Тут же сверху обрушился сорвавшийся полог, всей тяжестью ударив по плечам; смех гулял по комнате, отражаясь от стен, и любопытный месяц за окном отшатнулся в ужасе.

Монах встал.

– Держись… – прохрипел Змееныш. Тело пронзали тысячи невидимых игл, сознание мутилось, кожа словно плавилась, мышцы то вспенивало острой болью, то отпускало, бросая в пот. «Приступ!» – обреченно подумал лазутчик. Приступ для него означал – смерть.

Но совсем рядом, под убийственный смех твари, в который уже раз падал и вставал монах из тайной канцелярии, сэн-бин с клеймеными руками, наставник и насмешник, – падал и вставал, не давая твари приблизиться к беспомощному Змеенышу.

Падал.

И вставал.


Стандарты поведения и у Крапивина, и у Олдей будут одни и те же. "Герой" вообще понятие архитипическое, и у любого представителя хомо сапиенс Герой будет выглядеть одинаково - вон Юнг вам объяснит.

Другое дело, что не в каждых ОБЩЕСТВАХ герой и литература о герое востребована. Тут даме советую подумать головой, или почитать Веллера, на худой конец, У него есть ответ - почему для некоторых обществ герои не интересны и не актуальны.
  • +0.55 / 8
  • АУ