Цитата: Uncia Uncia от 10.12.2008 15:13:27
Всего-то? Элементарно. Признак научности теории - принципиальная фальсифицируемость. Если теорию в принципе нельзя сфальсифицировать (создать ситуации где она будет НЕ ВЕРНА) - это не научная теория, это религия. Научная ценность ее тогда строго равна нулю. Критерии полезности научной теории - прогностичность и технологичность. В просторечии - из ценной теории можно сделать неочевидные прежде выводы которые блестяще подтверждаются на практике; и на ее основе следовательно можно создать работоспособные технологии, применимые для практического использования/изменения объекта изучения этой теории в неких (в принципе любых) целях.
Что ж вы все носитесь с этой фальсифицируемостью, как с писаной торбой? Что она вам даёт в данном случае? А ноль целых шиш десятых: любая модель вечного двигателя "о, фальсифицируема" - и что? Все их надо создавать и испытывать, чтобы проверить? Ничуть не бывало - "тост на охоте должен быть кратким, как выстрел, иначе времени на отдых не останется". Нам в данном случае важно не 2научна либо религиозна теория", а работоспособность конструкции, не колебает на основе какой теории она создана. А рабочие "механизмы" вполне себе показывают жизнеспособность даже опираясь на религиозные теории и наоборот - на сонове любой фальсифицируемой теории можно напридумывать массу механизмов - но не работающих.
Так что я предлагаю поискать критерии, по которым можно судить о работоспособности предлагаемых моделей, а не о "градации на наукообразные и релиообразные" основы.
Цитата
То есть у вас научность теории зависит от времени? *пацтулом* :D :D :D Принципу фальсицируемости марксизм соответсвует на все 100%. Что в 19м веке, что в 20м. Что в 21м. Да и покажите-ка мне ПРЯМЫЕ фактические ошибки в ОСНОВАХ САМОЙ ТЕОРИИ, а не В ВЫВОДАХ из нее. Другое дело - почему сделанные на его основе прогнозы дедушек М/Э не оправдались. Но на мой взгляд из марксизма как из социально-экономической теории можно сделать и другие совсем прогнозы... Маркс не учел психологию - она в его времена просто не существовала как дисциплина. Да и с этикой человеческих отношений у дедушки Маркса было очень плохо в силу его личных качеств.
А Вы выбирайтесь из-под стула. Вздохните полной грудью. Может, я не совсем точно выразился. Скажу иначе: в 19-м веке Наука заняла место Религии - народ с радостью готов был верить и пытаться осуществлять именно то, что "якобы сугубо наукообразно". Маркс с нгельсом много труда положили на то, чтобы их диамат и далее трудовая теория выглядели сугубо научно. Но поглядите внмиательно - какую такую фальсифицируемость вы можете мне показать в отправных точках марксизма - в формуле "материя есть объективная реальность, данная нам в ощущениях"? Какую проверку вы можете придумать для постулата "труд сделал из обезьяны человека"?
Термин "материя" в до-диаматовские времена имел вполне себе конкретный физический смысл: материально то, что локализовано в пространстве, массонесуще и объективно квантуемо (делимо) вплоть до уже не делимых сущностей-атомов, являющихся элементарными "кирпичиками", из которых состоит всё материальное. И спор между материалистами и нематериалистами заключался вообще-то в том, как устроено всё в этом мире - "материально-делимо", либо "протяжённо-неделимо ОБЪЕКТИВНО", какие сущности стоят "в начале всего" как отправные точки. И основной вопрос философии "что первично - бытие или сознание" можно сформулировать и как "что первично - дом либо его проект". И этот вопрос по сути неразрешим однозначно.
Но что делают диаматовцы? Бездоказательно заявляют, что всё объективное в этом мире обязано быть материальным (в до-диаматовском значении этого слова), после чего выдумывают новое определение материи - "объективная реальность, данная нам в ощущениях", после чего как бы ЗАБЫВАЮТ о первоначальном значении термина "материя" и делая наивные глаза вещают если что новое, не подпадающее под тремин "материя" в первоначальном значении, открывается в науке - "это ж объективно открыто - стало быть материально!"
Итог? получаем абсолютно нефальсифицируемую формулировку, абсолютно религиозную - так как всё в этом мире материально, то то, что не материально - не существует, а если что-то существует - то оно обязательно материальным по определению". Это та же хня, что и "Бог создал всё сущее. Доказательством существования Бога является то, что всё сущее существует - следовательно это сущее создал Бог".
"Труд создал человека, следовательно труд - основа всего и мерило всех вещей" - так же абсолютно недоказуемая отправная точка за ради того, чтобы затем свою трудовую теорию развить. Как будем проверять на фальсифицируемость заявление о том, что труд создал человека? У нас нет механизмов проверки опытом ПРОШЛОГО.
ЦитатаНо применительно к общественным теориям надо сузить круг целей с точки зрения гуманизма и соответсвия этих целей увеличению индивидуального счастья индивидов - иначе общество будет нежизнеспособно.
История - это "журнал проведённых опытов". Изучая сей журнал видим, что нет никакого подтверждения данному заявлению. Есть иные наблюдения: то общество интенсивно развивается, в котором индивиды видят перспективу БЕЗОТНОСИТЕЛЬНО реально существующего положения индивидов.
В начале 2000-х мне попались любопытные результаты некоего соц. опроса.
Жителям разных стран были заданы три вопроса:
как вы оцениваете своё материально еопложение
доверяете ли вы своему правительству
видите ли вы свои личные перспективы в будущем
так вот интересны ответы жителей трёх стран - США, России и Китая.
в США материальным положением удовлетворены большинство опрошенных, правительству скорее не доверяют (меньше 50%), перспективы личные видят процентов 30.
В России - и правительству не доверяют, и материальным положением не удовлетворены и личных перспектив подавляющее большинство опрошенных не видели.
в Китае - материальное положение удовлетовряет меньшинство опрошенных, правительству доверяют процентов 80, перспективы личные видят так же более 70%.
Так вот я лично по этим результатам сделал вывод, что в США некоторые проблемки, в России - полная попа, а Китай - бежит вперёд семимильными шагами. А почему? А потому, что главное - ВЕРА (в которую Вы не верите
![Улыбающийся Улыбающийся](/images/smileys/smiley.gif)
), в данном случае - вера в перспективу, в будущее, а не наличие "счастья и благополучия СЕЙЧАС".