Как охраняли "Большую тройку"
Вопросам безопасности на Ялтинской конференции уделялось повышенное внимание
Ялтинская конференция, проходившая в феврале 1945 года, почти на полвека определила границы и внутреннее устройство Европы. Фактически именно благодаря решениям «Большой тройки» – Сталина, Черчилля и Рузвельта – Европа в последующие 45 лет жила без войн, чего никогда не было ни до, ни после 1945 года. Сегодня модно рассуждать о деталях обсуждения политических проблем в Ялте, но цель данного материала – иная, затрагивающая вопросы технического обеспечения проведения такого стратегически важного мероприятия, как Ялтинская конференция 1945 года.
ГАРАНТИРУЕМ ПОЛНУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ
Переговоры о проведении встречи «Большой тройки» начались еще поздней осенью 1944 года. Президент США предлагал в качестве места проведения конференции Северную Ирландию, Кипр, Афины и Мальту. Британский премьер, в свою очередь, называл Александрию и Иерусалим. Однако Сталин был непреклонен – только Южный берег Крыма! Тогда союзники выразили серьезную озабоченность в связи с безопасностью их лидеров в Крыму. Ведь полуостров был полностью освобожден от немцев лишь 9 мая 1944 года, и там могла остаться «вражеская агентура».
Сталин ответил весьма категорично – советское правительство гарантирует полную безопасность проведения конференции. В ходе войны Сталин выполнил все свои обещания союзникам, и теперь им пришлось согласиться.
В связи с этим возникает два весьма любопытных вопроса. Во-первых, знали ли Черчилль и Рузвельт о выселении крымских татар, проведенном с 18 по 20 мая 1944 года? Этот вопрос постоянно поднимают наши либералы, но внятного ответа они не дают. Я же утверждаю, что оба западных лидера были в курсе выселения татар и не возражали по этому поводу.
Кстати, ни англичане, ни американцы не препятствовали диким расправам «партизан последнего дня» над всеми, кто сотрудничал с немцами или даже подозревался в оном во Франции в зонах, контролируемых военной администрацией союзников. Там женщин, обвиняемых в любовной связи с немцами, водили голыми по улицам городов и сел, били и зачастую убивали. В подобной ситуации возмущаться по поводу крымских татар, отправленных в Среднюю Азию в сопровождении медперсонала, и которым на месте предоставлялись ссуды и трудоустройство, было бы, мягко говоря, неуместно.
Процитирую совершенно секретный доклад Ивана Серова и Богдана Кобулова наркому НКВД Лаврентию Берии: «Выселено всего 180 014 чел., погружено в 67 эшелонов… Всего за время операции изъято: минометов – 49, пулеметов – 622, автоматов – 724, винтовок – 9888 и боепатронов – 326 887 шт.».
Это вооружение примерно двух стрелковых дивизий военного времени (без артиллерийских полков). Но чекисты три дня занимались выселением татар, а не поисками оружия по схронам. Понятно, что минометы держали дома только не дюже умные персонажи. Риторический вопрос: сколько всего вооружения было у крымских татар?
Второй вопрос еще более любопытный – что стало с Приморской армией, которая совместно с другими армиями освобождала Крым и Севастополь? Как уже говорилось, последние немцы сдались на мысе Херсонес 9 мая 1944 года, а 20 мая того же года Приморская армия выводится из состава 4-го Украинского фронта и подчиняется непосредственно Ставке.
Обычно так делали, когда армия должна была выполнять какое-то специальное задание. Но Приморская армия не только до конца войны оставалась в Крыму, но и после 9 мая 1945 года продолжала там стоять, а позже стала базой для организации Таврического военного округа (ВО).
Наши военные историки пишут, что Приморская армия по май 1945 года «обороняла побережье Крыма». Возникает вопрос – от кого обороняла?
Татары, как сказано выше, 20 мая 1944 года уже выселены. В августе-сентябре 1944 года Румыния и Болгария были заняты советскими войсками и объявили войну Германии. Все германские суда на Черном море были потоплены или пленены...
Ссылка