Цитата: Krechet от 10.06.2014 10:28:52
Интерес Ивана Великого как православного Великого князя был именно в том, что бы "подобрать" и возглавить православие падающей Византии, наследуя т.о. все права и обязанности православной Византийской (Римской) империи с тысячелетней историей. Собственно православие как таковое и сохранилось ровно благодаря этому, не смотря на все попытки уничтожить истинное Христианство. На всю прочую европейскую аристократию в тот момент можно было наплевать, поскольку любой род в сравнении С имел историю в несколько столетий в лучшем и немногочисленном случае. Роду Рюриковичей в тот момент было уже полтыщи лет, поэтому заморачиваться какими то "обоснованиями" нужды не было вовсе. Имени Долгорукого или Невского было достаточно в родовом списке.
Идея Москва - Третий Рим несет не столько имперскую суть, сколько прежде всего религиозную. Имперские амбиции пошли позже.
Ну, в принципе я соглашусь с тем, что Третий Рим - не столько имперская идея, сколько религиозная. Имперской она стала чуть позже. Ваще, мне нужно было поставить смайлик. Потому как для краткости описал в терминах, которые во времена Ивана 3 не употреблялись. Но мне кажется, вы несколько сужаете здесь историю. Дело в том, что идея 3 Рима, началась не с Ивана 3 и связана не только с его правлением. Фактически - это наследие Древней Руси. Это давняя и можно сказать вечная русская идея, согласно которой Русь представлялась современниками как центр богоспасаемого мира. На деле это выразилось, например, в том, что уже при Ярославе Мудром Киев, как русская столица, строился по подобию Иерусалима и, одновременно, Константинополя: Золотые ворота, Ириинская церковь и т.д. То есть, Русь - как центр богоспасаемого мира, где произойдет пришествие Господа.
Как только Москва освободилась от политической и данной зависимости от монголов (татар), вернула так сказать свой суверенитет, а в религиозном сознании - прошла испытание на прочность веры, идея Третьего Рима (богоспасаемого места) сразу же возродилась на Руси. Это как раз произошло при ИВане 3. Поэтому нельзя сказать, что этот велосипед был изобретен при нем.
Кстати, это еще один аргумент, в пользу того, что именно Москва является прямым наследником Киева и Киевского периода Древней Руси, а всякие там украины - лишь побочная и пожалуй неудачная ветвь.
Род Рюриковичей конечно же был крут, так же как были круты Долгорукий и Невский. Беда в том, что в 15 веке ни о рюриковичах, ни о Руси, ни о тем более давно умерших Долгоруком и Невском никто в Европах не помнил и честно сказать не знал. Вы не забывайте, что одним из последствий монгольского нашествия был запрет на самостоятельную внешнюю политику для русских князей. Для Европы Русь была уничтожена монголами в 13 веке и к 15 веку о ней полностью забыли. Для Европы - Русь выпала за пределы ойкумены. Это была территория, которую они включали в неопределенное: "Великая Тартария". Типо - дикие, варварские земли. Поэтому Московская Русь и Иван 3 для Европы возникли из ниоткуда. Европейцы опешили. Для них это была чуждая, незнакомая страна, исповедующая другую религию и т.д., да еще с охренительными понтами
Соответственно Ивану 3, как мудрому и последовательному правителю, было необходимо воссоздать отношения с европейскими державами. А это не только посольства, это торговля, технологии, знания, военные союзы и т.д. Заморочек было много. Фактически Московская Русь для соседей - новое государство, и новый конкурент. Было необходимо обосновать существование независимой Московской Руси, вписать в сложившийся политический расклад. Иван 3 как раз этим и занимался. После смерти первой супруги он долго выбирал новую жену. Хотел выбрать так, чтобы брак усилил его власть и Московскую Русь. Иными словами занимался нормальной средневековой матримониальной политикой. Выбор пал на Софью. И он отчасти сыграл. За Софьей потянулись на Русь европейцы, в том числе итальянские матсера на все руки (не забываем, у них эпоха Возрождения). То есть, стали завязываться отношения. И разумеется Ивану 3 не было плевать на европейскую аристократию. Он не был сумасшедшим.
Цитата: Krechet от 10.06.2014 10:28:52
О-па! За базаром- то следим! Прав не было! Чмнгизиды не империя? Византия не империя? РИМ!!! НЕ ИМПЕРИЯ!!! Не надо подменять понятия.
??? Вот здесь нихрена не понял. Причем здесь Чингизиды??? Москва не является прямым наследником империи чингизидов. Фактически она ей станет, но не по юридическому праву, а по праву силы. Рюриковичи - не потомки чингизидов, наоборот, это их подчиненные, в понятиях того времени - вассалы, зависимые люди. А дальше про Рим и Византию совсем не понятно.
Цитата: Krechet от 10.06.2014 10:28:52
Опричники СЛУЖИЛИ. Служили не за деньги, не за имущество. У них была ВЛАСТЬ. А власть Церкви в тот момент истории государства играла заметную роль. Определялись не как "русский" или "поляк", а как православный и еретик.
Конкретизируйте чё сказать-то хотели. Общие фразы.
Цитата: Krechet от 10.06.2014 10:28:52
Опять подмена. Великий это не "хороший, плохой, злой" это состоявшийся признанный статус. Данный его современниками. Ваши оценки в этом смысле не стоят выеденного яйца.
???? Скатываемся в политрушество. Давайте-ка с броневичка слезем, а то я вас перестал понимать. Мы про кого сейчас говорим? Разве про Ивана 3? Тут я согласен. Правда "Великий" - это не "статус" как вы сказали. Великим его прозвали современники, также как "Грозным". По всем понятиям был выдающийся человек и, мне лично симпатичный. Но дело в том, что речь шла не об Иване 3, а об Иване Васильевиче. А вот его современники ни "Великим", ни "Грозным" не прозывали. Но, это так, занудства ради. А вообще, вы меня, видимо, не поняли. Я как раз призывал отказаться от общих малоинформативных оценок исторических персонажей типо "хороший", "плохой", потому, что они ни о чём.
Цитата: Krechet от 10.06.2014 10:28:52
Да что Вы говорите! Есть две модели. Первая, добившись чего-либо почивать, впасть в ничтожество, сойти со сцены. Вторая, воспитать наследников или общество будучи его признанным лидером (не будите спорить, что Грозный был именно таким лидером, что народ ходил его умолять вернуться на царство, нет?), 37 лет у него на это было, а это ДВА поколения по тем временам. В кровь вошло по сю пору. Собственно посмотрите на Польшу. И на Россию.
Вы интересно говорите, но не понятно. Причем здесь Польша? Что вошло в кровь по сю пору? Я еще раз говорю, вы умаляете Ивана 4. Зачем вы пытаетесь доказать величие и без того великого человека? Уверяю, он в этом не нуждается. Давайте оставим общие, но пустые по сути оценки. А со сказанным я не спорю, только не уверен, что все понял.
Цитата: Krechet от 10.06.2014 10:28:52
Опять подмена понятий. Когда у вас не останется ни одного родственника кроме внучатого троюродного племянника по материнской не столбовой родовой линии - будьте покойны, именно он станет Вашим наследником. И юридически. И физически. И морально (если Вы конечно оставите после себя заметный след).
Вот зачем вы злитесь? Тем более, что вы совершенно не правы.
Вспомните, что на Руси существовал определенный порядок престолонаследования. В том числе было определено кто, по какому родству вправе взойти на трон. Так вот, согласно этому порядку М.Ю. Романов был далеко не первым, кто имел право на царство. Гораздо больше прав было у многочисленных Рюриковичей, у того же Пожарского, наконец. Романовы - это мягко говоря не самый благородный род по понятиям того времени.
Более того, М.Ю., насколько я помню, ранее присягал польскому королю Владиславу, и на момент избрания царем фактически и юридически являлся подданным польского короля. Хотя бы только поэтому он не мог быть царем, но стал.
Просто вы выбрали не правильный критерий для оценки ситуации - родство. А дело не в нем. Нет у М.Ю. никакого приемлемого родства с Рюриковичами. Он был выбран царем по другим причинам. Это была такая эпоха на РУси. Эпоха выборных царей. Плюс смута. Выбор М.Ю. царем связан в первую очередь с политическими разборками как внутри страны, так и внешних игроков, кои уже разевали на Русь свою алчную пасть. А родство здесь дело десятое, тем более, что его строго говоря и нет.