Копия с Новой Парадигмы, здесь АУ.
Цитата: rat1111 от 21.05.2014 10:23:04
Не соглашусь. Данная функция свойственна и религиям.
Была свойственна и в предыдущие исторические эпохи, естественно проявленней для государственных религий/культов, а не для маргинализируемых негосударсвенных, учитывая то, что к таковым для апологетики религиозного толка своих антивластных действий прибегали часто те, кого сейчас называют "протестным движением", даже этимология отсюда - протест-Протестанство.
В современном же мире ( т.н. Новое Время активное наступившее 300 лет назад ) эта функция (вы/от)делилась и ее выполняют идеологии, может это не ясно развернул в предыдущем посте.
И именно потому, что власти уже не нуждались в апологетики действий через традиционные религиозные комплексы ( этим иногда обозначают мировые религии в отличие от локальных культов и верований, не создавших масштабных разработанных по всем разделам/функция/направлениям систем религиозного дискурса, в частности и выполняющих обсуждаемую функцию ) фактически был разорван "союз Церкви и Государства".
Это в общем смысле, а не только христианских церквей, но начался этот процесс в Европе, конечно.
Потому и "отделили" ( секуляризовали ) церковь от государства.
Просто государства и власть в них предержащие нашли возможность "решать вопрос" обработки народных масс/общественного мнения при помощи полностью подконтрольных блоков государственного агитпропа на базе развившихся техсредств массовой дешевой печати (прессы) далее везде, с применением, если угодно более "послушных" государственных идеологий ( могущих использовать и религиозную риторику, почему нет ), которые можно сочинять куда дышло на потребу политического момента, так как они не связаны базовой религиозной догматикой, с которой более гибкая и ситуативная идеология может вступать в откровенное противоречие.
Догматика же традиционных религий не подлежит ревизии, это с их т.з. откровенная "подрывная" еретическая деятельность ( ереси именно по догматичекому принципу квалифицируют прежде всего ).
Так же важное, идеологи государственных идеологий полностью подконтрольны/зависимы и включены в государственную систему/бюрократию или откровенно аффелированны и не имеют ясно выраженных самостоятельных групповых интересов, не говоря уже о неких традиционных масштабных негосударственных церковных организационных структур которые могут и лоббируют собственные корпоративные интересы, ну и защищают индивидуальные своих адептов.
Фактически это подвид социальных инженеров/(полит)технологов, просто наемных работников, не связанный какими-то обязательствами "веры" в непреложность догматических принципов, поэтому так легко, к удивлению наблюдателей, перекрашиваются из пламенных коммунистов в убежденных либералов ( из нашего недавнего
).
Вот так собственно и состоялся "развод" этого многовекового если не тысячелетнего брака по расчету власти и религии, где первая предпочла "служанку идеологии", покладистую и весьма легкого поведения, мало того, которую можно менять по желанию.
Возникла и выделилась даже отдельная сфера деятельности, сейчас весьма масштабная и разнообразная, - идеологическая работа.
Серьезную роль сыграло здесь и утверждение модели демократических национальных государств, в которых легитимация власти проходит светскими общественными процедурами, как правило конституционально закрепленными, где власть полагается выразительницей "Воли Народа", а не через помазание на царство принимаемое из рук жрецов, в концепции власти, как выразительницы "Воли Бога", весьма распространенной с древности вплоть до позднего среденевековья и даже индустриализма, где сохранялись феодальные формы.
Пришлось написать подробно из-за вечно путанницы религии и идеологии проистекающей именно вокруг разбираемой функции апологетики власти или групп стремящихся ее захватить, для идеологий это их базовая/основная функция в отличие от религий.
Цитата: rat1111 от 21.05.2014 10:23:04
Причем всем и во всех она играет весьма существенную роль.
Не играет уже, РКЦ в т.н. католических странах Европы отделена, а порой откровенно маргинализируется.
РКЦ давно уже занимается самоапологетикой самой себя как религиозной организации с элементами виртуальной государственности в Ватикане, а не апологетикой действий светских властей на территории своего функционирования.
Исторически это было у нас в РИ, когда РПЦ была практически превращена в госминистерство идеологии и по функциям и по организации, просто как бюджетная структура. Были элементы подобно рудиментарно и во франкистской Испании, например.
В протестантских же странах церкви как таковые отсутствуют - это своего рода клубы ( сетевые ) по религиозным интересам, разного рода деноминации, особенно это характерно для США.
То что некоторые идеологии используют религиозную риторику не о чем особо не говорит, может лишь спутать.
Цитата: rat1111 от 21.05.2014 10:23:04
С другой стороны, "светские квазирелигии" также продолжают исполнять и другие, свойственные "традиционным религиям", функции. Например, тот же набивший оскомину марксизм-ленинизм, кроме социально-политической функции, нес и:
- морально-этическую (моральный кодекс строителя коммунизма и тыды)
- гносеологическую (учение маркса всесильно, потому что оно истинно)
- компенсаторную (ну вы тут погробьтесь в землянках, зато ваши внуки будут жить при коммунизме)
- и даже, отчасти, магию - всесилие науки
Все верно описали, это действительно интересный момент.
Идеологии как отпочковавшиеся с описанной функцией от религиозных комплексов сохранили генетическое преемство, что порождает их претензии и в других сферах, базово для них не свойственных, в результате чего они действительно могут мутировать в эти самые "светские квази религии" и тогда можно говорить об "идеологическом комплексе".
Идеология марксизма в форме ленинизма, маоизма, чучхеизма и пр. продемонстрировала наверное это наиболее масштабно, чуть менее выпукло и идеология нацизма, там просто времени было поменьше, хотя масштабы вызревания до эпического размаха за каких-то 20лет ( первые маргинальные тогда группы разрабатывающие, но почти исключительно концептуально, идеологию нацизма относят к концу 1МВ, началу 20-х, а уже в конце 30-х к началу экспансии рейха это был разработанный масштабный культ ).
Но для подобного нужны также особые исторические условия их стечение, позволяющее в полный рост проявиться, так же генетически унаследованной из религий аврамического корня, претензии на абсолютную спасительную истинность, но теперь идеологическую, что приводит к "тотальной идеологии" с жестким преследованием идеологических оппонентов методами уже идеологических инквизиций, при однозначно выраженной потребности власти в апологетике собственных действий, связанных, как правило, с масштабным насилием, не приветсвующимся широкими слоями населения, на фоне деградации социальной и экономической основы, ведущий часто просто к откровенному голоду, например или потери государственности.
Однако структурное, топологическое или функциональное сходство не может служить основой для отождествления ни идеологий с религиями, ни самих идеологий, таких как нацизм и коммунизм, например, что бы не выходили "человеки - птица без перьев".
Цитата: rat1111 от 21.05.2014 10:23:04
Единственная разница, которую я вижу между традиционными религиями и светскими квазирелигиями - источник легитимизации своих постулатов. Религии для этого используют внешние по отношению к человечеству источники - например, Бог у авраамических религий или Небо у конфуцианства. Светские квазирелигии - внутренний, хотя от этого не менее мифический, источник - например "естественные права человека" в либерализме
Это уже интересные детали, важнее выделение в самостоятельные ( деятельностно обособленные ) основных функций/сфер деятельности, например, Сциентизм - "наука" сейчас монополизировал гносеологическую сферу, предлагая "научное мировоззрение" или "научную картину мира".
Таким образом у традиционных религиозных комплексов, как бы это выразить, "откусывают" постепенно функции сферы деятельности, которыми они безраздельно исторически "заведовали".
Это прямо и декларируется сейчас, где за религией числятся некие воспитательные функции "морально-нравственные" с элементами того, что упомянули, как компенсаторные, но здесь уже на подхвате "психологи от науки".
Цитата: rat1111 от 21.05.2014 10:23:04
Отнюдь. Вполне справился. В протестантских странах "светский либерализм" начал реально теснить протестанство только к середине-концу 20 века. Первые победы (и гнездо) либерализма - это все-таки католическая Франция
Швецария, будучи цитаделью кальвинизма, одной из первых пришла к светской форме правления, в ней современной при извесном традиционализме местный протестантизм не играет какой-то ведущей роли.
Мы же обсуждаем современный тренд.
Цитата: rat1111 от 21.05.2014 10:23:04
ИМХО дело не в "информационной среде", "динамике процессов" и подобном.
Просто современный обыватель "золотого миллиарда" - возомнил себя всесильным и полностью контролирующим свою жизнь. Соответственно - для такого обывателя - ссылка на авторитет внешних сил - не нужна. Однако как только окружающая среда становится мене определенной - сразу наблюдается всплеск религиозности/суеверности - см. наши 90-е или криминальную среду.
Всплеск "религиозности" в наши 90-е был обусловлен жестким приземлением на архаические матрицы мышления вплоть до родо-племенных и расцвета магического и мифологического мышления.
Возможно ли такое в Европе?
Да, при определенных социально-экономических обстоятельствах, а именно резкого снижения уровня жизни с хаотизацией.
Тем не менее ( см. выше ) это научились "идеологически сублимировать".
См. пример Укры или Греции, в которых не наблюдается невероятный расцвет Православия, да некоторый приток ( главным образом по линии активной благотворительности, особенно в Греции, корой занята там церковь - еще одна "дозволительная" сфера деятельнсти в современных секулярных светских государствах ).
Цитата: rat1111 от 21.05.2014 10:23:04
Upd. И, наверное, продолжить нам стоит на Новой Парадигме
Возможно, хотя позволил себе просто экскурс в современное понимание подобных вещей, для которых Ветка НП все же не совсем подходит, хотя постоянно ответ там вывесил, так же как и ветка "Православие", что бы на ней не смущать аудиторию.