За Китай
1,096,482 5,175
 

  Любопытствующий4 ( Специалист )
24 май 2014 08:46:27

Тред №740214

новая дискуссия Дискуссия  171

Передел "высоких" технологий: как китайцы получают технологии из США

ПРЕДИСЛОВИЕ: В технологии какой элемент самый главный? Правильно - ЧЕЛОВЕК. Если есть человек, который знает, куда и что привинтить, куда нажать и откуда результат получить, то закупить нужное железо для реализации технологии можно практически всегда. Даже под санкциями - по частям и у конкурентов, которые разумнее любителей санкций. То есть, главным получается подготовка специалиста, который будет знать, где и что купить, куда поставить и как собрать, чтоб оно работало.

ПРЕДЫСТОРИЯ: В любом университете США - огромное количество китайев. Но распределены они по кафедрам неравномерно. На гуманитарных (кроме кафедр китайского языка) их мало - единицы. На технических и естественно-научных - от 50% до 75%. Прична простая - белые американцы любят денюжку бльше всего остального. А зарплата университетского сотрудника или профессора ничтожно мала по сравнению с зарплатой (при одинаковых прочих условиях - стаж, начальное образование, и т.п.) врача, юриста или политика. Поэтому белые не идут преподавателями на кафедры, где нет перспектив получения большой зарплаты, туда идут китайцы, для которых скромная (по меркам бледнолицых) зарплата вполне подходит. Но больше всего я был потрясён, когда мне довелось посетить дантистский колледж в одном из близлежащих универов. Дантисты - одни из самых богатых врачей в США (и не только ). Поэтому белых амеров среди дантистов - очень много. И я по наивности ожидал, что и среди преподов на кафедре дантистов - больше бледнолицых, чем азиатов... Нифига. На кафедре, которая готовит дантистов, ВСЕ преподы оказались - азиатами (Китай, Тайвань), а среди двух бледнолицых, затесавщихся в эту раскосоглазую толпу, один оказался русским, а второй - румыном... Вот так и учатся амеры - у китайских профессоров.

Но и этого мало. После кризиса 2008 года финансирование государственных универов США быстро пошло на убыль. И они стали хвататься за все возможные соломинки, чтобы не утонуть. Одна из самых простых соломинок - увеличить набор иностранных студентов, которые платят за учёбу по самым большим тарифам. И тут началось настоящее соревнование среди универов средней руки за китайских студентов. Гарантированно студентов из Китая можно получать по обменным программам. И зачастили в американские университеты делегации из универов Китая, которых принимали как самых дорогих гостей на уровне декана колледжа и ректора универа (и до сих пор принимают - кризис-то не закончился). Как правило, гостям показывают всё самое лучшее - лаборатории, оборудование, и т.п. Если китайцам нравится, они подписывают соглашение об обмене студентами - и универ начинает жить лучше, чем до визита китайцев.

ИСТОРИЯ: Несколько лет назад вызывает меня зав. кафедры (тоже китаец). Как раз сразу после визита очередной делегации из Китая, которая, среди прочего, вдохновилась и моей лабораторией. И начинает начальник вести разговоры про то, что умный кролик должен копать две норки, и что ситуация в США сейчас - ну совсем не совсем удачная... В общем, через некоторое время (видимо, посчитав, что подготовил меня уже достаточно) он выкладывает главную тему - крайняя из китайских делегаций захотела создать копию моей лаборатории у себя в Китае. И не могу ли я поехать туды на месяц или два прямо ближайшим летом (чтобы преподавание не прерывать! преподавание - это святое!) и помочь им там закупить, что надо, установить и наладить... Я тихо охофигел и начал задавать вопросы и выражать сомнения. А ничего, что создавать предлагаешь прямого конкурента? Да какой там конкурент, отвечает он. Оглянись, сынок, - вокруг тебя все так работают. Называется это сателлитная лаборатория. Вот и профессор А - создал себе такую лабу в Китае и мотается туда каждое лето. А профессор Б (оба - китайцы) вообще через семестр работает - тут осенью, а в Китае - весной. И профессор В (тоже - китаец) - тоже делает сателитную лабораторию. И уже не первый год так ВСЕ работают.

Я выразил массу сомнений, начиная от банальных "нафиг надо мотаться туда-сюда" до "а как же секретные проекты от мин обороны и частных компаний". И получил весьма любопытные ответы. Картинка выглядит, оказывается, примерно так.

В США приезжает китайский аспирант - трудолюбивый и старательный. Он быстро и успешно делает карьеру, скажем, в каких-нибудь инженерных науках (бо конкурировать приходится в основном со своими или с индусами на крайний случай). Корпит в лабе, работает на всём доступном оборудовании. И после защиты неминуемо доходит до первой профессорской ступени. За это время он обучается, как добывать деньги на исследования из правительства США. Получив грант от правительства США (через Национальный научный фонд, или через Министерство жнергетики, или через Национальный институт здоровья), он ведёт проект, привлекая китайских же студентов, публикуя статьи, делая доклады на конференциях. И получает результат - в виде патента, прибора, технологии. А дальше АМЕРИКАНСКИЕ агентства всеми силами толкают профессора коммерциализировать полученный продукт. И где его выгоднее коммерциализировать? Правильно - там, где труд дешевле, комплектующие - дешевле, а бизнес - выгоднее. То есть - в Китае. На этом этапе может возникнуть проблема, особенно если полученный результат относится к тем продуктам, которые вывозить запрещено законами США (обычно - запрет на продукцию двойного гражданско-военного назначения). И тогда профессор (уже вполне успешный) едет с визитом в китайский универ, который имеет обменную программу с амерским универом, где работает китайский профессор. И после кратких и обычно очень успешных переговоров создаёт там вполне легальную сателитную лабораторию в Китае. А что - студентами обмениваемся, вот и делаем согласованную учебную программу, а программа требует создания лаборатории в Китае. И после этого начинает сотрудничать сам с собой в двух ипостасях - как американский профессор и как китайский профессор. Некоторые воспроизводят свои же результаты в Китае. Но получает уже китайский продукт или патент. Некоторые делают самую дорогостоящую часть исследований (например, с привлечением крупной и дорогой исследовательской аппаратуры) в США, а в саттелитной лаборатории в Китае делает финальную доводку, которая требует трудоёмких, но дешёвых измерений. При этом финансирование китайской части проекта идёт от Китая (хоть федеральные, хоть провинциальные гранты). Но когда дело доходит до производства продукта на основе полученных научных результатов, выбор всегда делается в пользу Китая, иначе продукт будет неконкуретноспособен (дофига дорогой труд американских рабочих, однако).

Как правило, таким профессорам предоставляют очень привлекательные условия для работы в Китае - от помещений и неограниченной рабочей силы в виде студентов до приличных грантов от правительства Китая на закупку оборудования. В последнее время стало заметно, что китайцы настаивают на почти точном воспроизведении оборудования амерских лабораторий у себя, и денег на железо не жалеют.

Конечный результат таких действий, а также сам принцип выглядят весьма любопытно: США вкладывают деньги налогоплательщиков в научные исследования, но получают продукт, который не годен для производства - нужна "доводка" до коммерческого продукта. Доводка выполняется в Китае, который и получает конечный продукт, а так же технологию его производства. Производство налаживается в Китае, а США закупают у Китая конечный продукт, в разработку которого вложены как минимум 50% денег американов. Но продукт-то - китайский!

Я отказался от такой схемы на тот момент, но стал приглядываться к окружающим меня китайским профессорам. И действительно - большинство из них (а точнее - все, кто не теоретики, а экспериментаторы) проводят в американском универе или половину года, или 8 месяцев - 2 семестра, когда идут занятия. Всё остальное сремя - они в отъезде. И после того разговора я знал, куда и зачем они мотаются.

Но и это не всё. Стало понятно, почему китацйский аспиранты, даже теоретики, попав в лабораторию, сразу стараются работать с оборудованием, причём пытаются охватить столько приборов, сколько сможет позволить руководитель. А после получения степени от университетат США едут спокойненько себе в Китай. Понятно, что на них будет сильный спрос - оборудование уже есть, а подготовленных спецов для работы на них пока не хватает. А такие спецы нужны в сателитных лабах - пока профессор учит американских студентов, кто-то должен крутить ручки приборов и выдавать результаты.

Ну и стали понятны некоторые скандалы с китайскими сотрудниками частных компаний, которых обвиняли в вовростве технологических секретов и вывозе их в Китай. Но то, что делается в универах США китайцами, не идёт ни в какое сравнение с теми редкими скандалами - в универах это дело поставлено на поток, причём вполне легально...

ПыСы. Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам - урок. Старинная народная мудрость.
  • +0.53 / 2
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!