Россия и Вьетнам объединяются в противовес КитаюМосква совершает «шахматные ходы» в Юго-Восточной Азии для того, чтобы продемонстрировать свою истинную независимость и подтвердить статус великой державы. Хотя подобные характеристики позиции Москвы в Азии представляются спорными, нет сомнений в том, что Вьетнам, например, полностью поддерживает Россию в ее попытках получить союзников для сдерживания Китая, хотя само вьетнамское правительство и продолжает поиски дипломатических способов решения существующих спорных вопросов с Пекином. На самом деле партнерство Вьетнама с Москвой и Вашингтоном усиливает рычаги воздействия Ханоя в отношениях с Китаем, давая ему возможность одновременно укрепляться в военном и экономическом отношении, а также заниматься поисками путей дипломатического разрешения обсуждаемых вопросов.
Возможно, наиболее поразительным аспектом недавних продаж вооружений и переговоров на министерском уровне между этими двумя государствами является тот факт, что российский премьер-министр Дмитрий Медведев одобрил проект российско-вьетнамского договора о военном сотрудничестве, формализующий взаимодействие правительств обеих стран в военной области. После одобрения Медведевым этого документа российское Министерство обороны получило указание обсудить планируемое соглашение с руководством Вьетнама, и, кроме того, российское военное ведомство имеет теперь право подписать этот договор от имени России. Запланированный договор предусматривает проведение обмена мнениями и информацией, осуществление мер по укреплению доверия и сотрудничества с целью укрепления международной безопасности, проведение более эффективных действий против терроризма, а также установление более эффективного контроля над вооружениями. И, разумеется, ничего в двусторонних отношениях между Россией и Вьетнамом якобы не направлено против третьих стран.
Попытки Вьетнама установить партнерские отношения с целым рядом стран для противодействия Китаю, наверное, не вызывают особого удивления. Существует достаточно прецедентов, объясняющих действия Вьетнама. Однако действия России явно оказались неожиданными для Китая и встревожили его. Возможно, Китаю не стоило бы так удивляться, поскольку подобного рода политика, несомненно, является частью общего «поворота» Москвы в сторону Азии, который стал осуществляться раньше, чем американская программа «восстановления равновесия» в этом регионе. Предпринимаемые Москвой действия направлены на восстановление экономических, военных и политических позиций России как важной, независимой азиатской державы, имеющей собственные интересы. На самом деле действия России в Тихоокеанском регионе убедительно подтверждают замечание Эдварда Люттвака (Edward Luttwak) о том, что, с учетом стратегической логики, все более агрессивная политика Китая приведет к тому, что его соседи, а также другие азиатские государства, включая Россию, будут вынуждены искать новые пути сотрудничества для противодействия проводимой Пекином политики. Тем не менее Китай недоволен действиями Кремля. В 2012 году китайские средства массовой информации назвали их «нечестными» и предупредили Россию о том, что она отдает предпочтение сотрудничеству с «правонарушителями», а не с Китаем, хотя Кремль и заявляет о совпадении интересов с Пекином. Китайские средства массовой информации подчеркивали, что российско-вьетнамское военное и энергетическое сотрудничество позволяет Вьетнаму расширить поиск месторождений нефти и газа в спорных районах. В этих статьях даже утверждалось, что Вьетнам зависит от сотрудничества с Москвой и поэтому в определенном смысле Россия тоже виновата. Кроме того, Китай в тот момент справедливо обвинил Россию в том, что она пытается вернуться в бухту Камрань. Таким образом «шахматные ходы» России свидетельствуют о том, что китайско-российская дружба — по крайней мере в вопросах азиатской региональной безопасности — представляет собой нечто вроде фасада.
Ссылка