Цитата: footuh от 12.01.2009 09:39:13
Главной проблемой Французской Революции было то, что основные движущие силы её - были народные массы Франции, а вот направителями - вполне определенные товарисчи, которые сами же и полегли в процессе всего этого. Это Господь - печется о детях своих, а Нечистый - легко уничтожает, ибо он - Ничто, а при уничтожении они тоже становятся Ничем, то есть сливаются со своим Господином.
Французская Революция - направлялась сверху, со стороны развращенной вольтерьянством и эпохой Регентства знати, а была подхвачена народной стихией снизу. Простых людей не сажали в Бастилию. Сила сокрушившая эту тюрьму - шла с верхов тогдашнего общества и была она Силой Нечистого. А вот народное возмущение, которое и дало мощную подпору этому начальному толчку - шло снизу от народных масс и соответствовало народным чаяниям и поэтому было Гласом Божиим.
Давайте сравним две Революции - Русскую и Французскую. Смотрим на лидеров Французской - тех, что повели на штурм Бастилии, - сплошная знать, "голубая кровь" нации. Этим-то чего бунтовать? И так все есть, разве что разорились чуток на аферах Лоу, или промахнулись на откупах. А смотрите на нашу, - да в первой фазе тоже особо народа и не заметно, - Гучков, Милюков, Родзянко, Керенский - вот она Сила Зла пофамильно. Вот те, кто всадил нож в спину Империи, - вот кого славили больше всего, что - наши французские, что английские союзнички. Это они - раскрыли двери тюрем, это они несли хаос в общество. Это они - развалили Бастилию. Это они, что во Франции, что - у нас - с легкостью бежали к врагам собственной Родины, чтобы злоумышлять и клеветать на неё. Патриоты своей страны были со своим народом, что в ту Революцию, что в эту. Поэтому-то ни окружения Наполеона не было при взятии Бастилии, ни большевики не участвовали в Февральском шабаше. Октябрьская Революция была не только и не столько - сокрушением Империи, - это ровно наоборот было попыткой спасти то, что осталось, то, что на глазах у всех понимающих людей - расползалось по швам. Именно поэтому так большевиков ненавидели - и во Франции, и в Америке и в Британии. Без них - Россия бы кончилась. Да, - пришли к Власти не ангелы и не добрые Деды Морозы. Впереди всех шли фанатики с лицом Троцкого и топор в руках этих фанатиков был забрызган кровушкой - хлеще, чем у тех, кого они вынесли. Только выносили они не Империю. Империи между Февралем и Октябрем 1917 попросту не было. Был шабаш - сил интернациональных, а точнее - вне-национальных, сил живущих себе по всему миру - вообще без АрхАнгела. И устроили они этот шабаш - на радость всем врагам - АрхАнгела Севера. Вот их-то и рубили большевики.
Да, рубка шла с большой кровью. Рубили фанатики, - те же средневековые Инквизиторы - по своему менталитету и мировоззрению. Многие из них - тоже жили не под Всевышним, - в любой заварухе наверх всплывает всякая муть. Тот же махновский палач Лева Задов по окончании войны оказался агентом ЧеКа, а знаменитый Ленька Пантелеев - тоже начинал в Красной Милиции. Все было.
Только в отличие от Франции - большевики обещали построить светлое будущее и строили его - как умели. И построили - как сумели. Потому что из любого кувшина можно вылить лишь то, что в нем налито.
А во Франции Наполеон обещал построить светлое будущее, а построил - обычное прошлое. Поэтому он и - Антихрист.
Вот, - как-то так.
Добрый день. При всем, что ваши воззрения в большей части не разделяю (или просто мне чужд тот пласт терминов и теорий, с ними связанных, которые вы используете в ваших построениях?) - читаю с удовольствием, поскольку для меня это свежо, живо и вполне оригинально.
касательно Французской революции и Наполеона - Антихриста...
Я бы сказал, что на роль маленького такого Антихриста скорее тянул Робеспьер - споткнувшийся в том числе и на внедрении нового культа - Верховного Существа.
Наполеон - честолюбивый, безусловно, военный, обладавший способностями хорошего государственника - администратора и управителя. Но не он запустил новую военную машину Франции и и не с него началась тенденция к безудержной внешней экспансии - а с Конвента. революционные войны, защита свободной Франции, предполагавшая борьбу не на жизнь, а на смерть со всеми "тираническими" режимами, т.е. европейскими монархиями, введенная еще в начале 90-х годов 18-го века всеобщая воинская повинность и вообще тенденция к тому, что военная карьера становится одним из самых надежных и скорых способов выходцам из низов подняться по социальной лестнице -круто вверх. Так что здесь Наполеон имел дело с данностью - и просто пошел по этой дороге, которая к тому же была ближе ему исходя из его наклонностей и личного опыта. ИМХО, конечно.
Ваша первая фраза о "проблеме Французской революции" идеально подходит и к русской революции 1917 года.
Причем, если отвлечься от заметных различий, на определенном уровне обобщения - логика преобразования схожа. Одной из главных предпосылок и той и другой революции - является наличие некой социальной теории о создании нового общественного строя, идеального устройства, аналогов которому исторически не существовало и вся возможность из вытекает из теоретических построений.
Для Французской революции - это учения просветителей второй волны, для русской - адаптация марксисткой теории для местной почвы.
Ладно, бросим эти общеизвестные построения и немного приглядимся к Французской революции.
да она, собственно, вся была - если следовать вашим формулировкам - пропитана духом Антихристианским, т.е. Антихриста.
1) построение рая земного здесь и отрицания существования рая небесного - один из краегоугольных камней, весьма модерновый для своего времени, это потом уже стало расхожим местом новых теорий.
2) она мало что была антиклерикальной, она была антихристианской - собственно, фактически на месте христианства внедрялись неояззыческие культы, причем настойчиво и повсеместно.
Насколько с некоторых пор оспаривается безусловный характер предпосылок октябрьской революции 1917 года - по крайней мере в части неотвратимости и безальтернативности организации общества на "партийно-советский" манер,так же оспаривалась безусловность предпосылок французской революции.
Если не углубляться далеко, а пробежаться по тому, что указывается основными предпосылками французской революции - то в большинстве случаев помимо "абсолютистской монархии, сдерживающий развитие" и т.п. = условно говоря неэффективного устройства общества, не соответствующего уровню его развития (здесь я беру в качестве кальки прогрессистскую модель), конкретные обстоятельства - т.е подтолкнувшие народные массы в движения "катастрофическое положение с финансами в результате потери колоний, в результате чего бюджет похудел на 1/3" и неурожаи накануне революции.
тут и начинается интересное. Галопом по европам, но дабы не писать трактат или переписывать чужие - Франция потеряла колонии в 1763 году, то есть за 26 лет до означенных событий! Это ж какие французы тугодомы, что бы до них четверть века доходила мысль о бедственном положении! Или другими словами, чрезвычайно спорный аргумент.
Неурожаи. Да, действительно были. Да, в окрестностях Парижа цены на хлеб взлетели вверх. На самом деле, не только в Иль-де-Франс, но и в во многих других провинциях.
Но вот что стоит отметить. С середины 17 века по середину 18 во Франции случилось по меньшей мере четыре заметных неурожая, обернувшихся голодом - люди местами натурально умирали голодной смертью, и еще при неурожае в начале 18-го века если память не изменяет - в 20-годах оного века (то есть при всех колониях в наличии) цены на хлеб взлетали в несколько раз -и никаких тебе революций. А накануне революции 1789 года они поднялись знаете насколько? А согласно данным, нарытым Пьером Шоню - на процентов 80, т.е. даже не в два раза!
Если почитать Берка- у него есть упоминание о том, что современники отмечали - что хлеб был. И взлет цены - скорее результат спекуляции, чем того, что его на всех никак не хватало (а не собственно чистый результат самого неурожая).
В общем, даже многие современники, которые приглядывались к происходящему, вовсе не были убеждены и уверены в том, что революция имеет какие-то бесспорные основания, а не является своеобразным результатом случайного стечения случайных обстоятельств - т.е. имеет такие фундаментальные предпосылки,по которым становится неизбежной если не сейчас, то в ближайшем будущем.
Касательно влияния Англии. Это сложная тема, требующая детального изучения - но говорить о намеренных, продуманных действиях бриттов, имевших некий план действия на уровне государственном, план, который должен привести к революции во Франции - по-моему, это слишком однозначно оценивать весьма неоднозначную картину.
Заметное общественное принятие и даже одобрение эта революция получила - в том числе на уровне мнений в английском парламенте, это да. Но не обязательно это знак удовольствия хорошо исполненным планом, приведшим к нужной цели. Едва ли они желали заходить так далеко в своих мелких махинациях.
Теперь о лидерах, что вели на Бастилию - да никакие это были не "француские Милюковы". Здесь аналогию такую я не стал бы проводить. Гучков, Милюков, иже с ним - они в Думе сколько лет игрались? А сколько успели пробыть депутатами Генеральных Штатов Робеспьер, Дантон и иже с ними и какую они там роль играли?
Я бы сказал - что французские персонажи скорее ближе к разночинцам русским. Да были он звать никак в основной своей массе, и это еще накануне событий 1789 года.
Чем там прославился Мирабо до революции - пламенными речами? Ну да, а еще он был развратник даже по канонам того общества, где к адюльтеру относились как к довольно естественной и распространенной практике, но вот похижение чужих жен все же осуждали. Вплоть до тюремного заключения - что и досталось на долю Мирабо.
Демулен - журналист. Робеспьер и Дантон - юристы. Ну и остальная братия им под стать.
Теперь о буржуазном характере французской революции.
На самом деле эта громкая революция - это удачное восстание люмпенов, оседланное честолюбцами свободных профессий, энергичными полумаргиналами, рисковыми авантюристами разных мастей, свое честолюбие укрывающими - отчасти нередко и от самих себя - за пачкой лозунгов и брошюр с популярно изложенной теорией всеобщего будущего блага. Фактически и в этом пункте она сходится с революцией русской.
Самый яркий эпизод - взятие Бастилии. Кто там был в той толпе, что обступила тюрьму? Третье сословие? Конечно, если отнести к нему и проституток, и бродяг, и прочую местную чернь. Впрочем, это как раз совершенно естественно, и эпизод с убийством коменданта Бастилии, проделанного в чисто мясницком стиле, очень логичен - совершенно так же, как и эпизод с гибелью от рук штурмующих крепость "революционеров" одного из двух офицеров, не позволивших взорвать Делоне пороховые погреба.
Ну а потом уже - целых семь заключенных Бастилии, вот уж действительно причина. Как и порох - реально на руках восставших и до Бастилии было порядка 20000 патронов, а в Бастилии, если мне память не изменяет, ни пуль, ни свинца для их выделки не имелось.
Так, уже длинно получается, сделаю продолжение в новом посте.