Юго-Восточная Азия и другие регионы. Литературно-исторические исследования..
20,704,694 50,474
 

  ursus ( Слушатель )
10 янв 2009 23:45:25

Тред №77048

новая дискуссия Дискуссия  282

По теме за лотышских стрелков. Ремарка.

Прежде всего - ОСНОВНАЯ часть латышских красных стрелков, были вовсе не из Латгалии. Будь они из Латгалии - то их бы никто не заметил. Слились бы с русскими, так как Латгалия являлась в бОльшей своей части несколькими уездами на территории Витебской Губернии Российской империи. Именуемой ранее - Польские Инфлянты.
За латышей латгальцы опять же косить бы не сумели, ибо говорят на своём языке, точнее несколькиих диалектах, которые латыши категорически не понимают. Потому для латгальцев - нормально пользоваться русским. Латгальский для них - это языку внутренний, для своих. Что характерно, в отличии от латышей - они его не навязывают и не высказывают обид, что кто-то его не знает.

На самом деле, костяк латышских красных стрелков составляли полки из Курляндии и Лифляндии - говоря нынешними понятиями - из Курземе, Видземе и Земгале.

Мотиваций для туземного населения идти в эти полки было то, что в Русскую Армию туземное население призывалось только на добровольных началах. Добровольцам ПЛАТИЛИ весьма неслабые деньги. Даже рядовому составу. Плюс - обеспечивали всем, что полагается. Для Курляндии и запада Лифляндии, разрушаемой немецким нашествием, теряющей рабочие места от эвакуации промышленности - это было важным мотивом. Плюс - туземцы полагали, что борятся против "векового врага". Правда, не педалируя тему, что вековых врагов у них более одного.

Таким образом - первейший мотив - это ДЕНЬГИ. Царь им платил за службу.

Латгальцы так же шли добровольно в полки. Были и латгальские. Но - далеко не они составляли основной массив.  Я разговаривал с потомками стрелков, все они говорили, основной мотив - деньги. Платили хорошие деньги. Был смысл рисковать.

Что произощло после революции?

Прежде всего - немцы заняли линию по Двине, Рига- Двинск. То есть - фактически, в отличии от прочей Русской Армии, курляндцам и видземцам демобилизоваться было просто некуда. И когда начался инспирированный Временным правительством развал Армии, то волей -неволей, латышские полки были лставлены в своей структуре.  Впоследствии - даже и усилены, в надежде заменить ими разбегающуюся и деморализованную революционной пропагандой армию.

После Октябрьской революции - ситуация только обострилась. Немцы взяли Ригу и продвигались восточнее.  Территория Латвии была оккупирована. Возвращаться нескольким тысячам наёмников, воевавших ЗА ЖАЛОВАНИЕ - было некуда. Разбегаться в чужой по сути стране, в которой их постоянно путали с немцами - они не имели возможности. Уходить за линию фронта к немцам, ведущим войну с русскими - значило осесть в лагере военнопленных.

Вот тут им и поступило предложение от которого грех отказваться - пойти служить ЗА ЖАЛОВАНИЕ большевикам. С учётом полной дезорганизации армии - эти, национальные наёмные формирования, оказались фактически единственной ОРГАНИЗОВАННОЙ военной силой. К тому же - в значительном количестве - около 50 000 штыков.

Когда говорят, что это мизер - я говорю, а сколько надо бандитов, чтоб поставить город на уши? Сотни хватит? Хватит. Вот и латышами было то же. Армия распушена, полиции нет, латыши - надолго стали единственной организованной КРУПНОЙ (по меркам гражданских войн) военной силой.

Добавив к роте латышей местную демшизу той эпохи, пару- тройку комиссаров из еврейских местечек, которые опирались на прогрессивный люмпен-пролетариат с уголовным прошлым - ЭЛЕМЕНТАРНО можно контролировать любой город.  Что фактически и произошло.

Надо понимать только одно - что они были НАЁМНИКАМИ. Только наёмниками и никем кроме наёмников. Причём - платили им ОЧЕНЬ много. Очень и очень много. Золотом, а не рублями. Они воевали за золото.

Именно в ЭТИХ причинах и кроется их относительная успешность.
Латышские стрелки, были фактически частью Царской, регулярной армии, воевавшей против миллиционных формирований.  У белых не было регулярных войск. И даже полк, собранный из офицеров и гимназистов, будет уступать в мастерстве пехотному полку регулярной армии, с солдатами регулярной армии и царскими офицерами, который воюет не пол-года, год, а минимум - четыре года.

Та же история была и с морячками Балтфлота. Они так же сохранили оргструктуру до самой Гражданской и составляли вторую "красу и гордость".

Далее нужно понимать, что латыши, будучи наёмниками и карателями, не имели шансов остаться в живых. Это факт. Белые латышей в плен не брали. По крайней мере на Юге. Так что - бились они до последнего, это понятно. Ну, несколько сказывался и психотип - пониженная эмоциональность и впечатлительность, в быту именуемые туповатостью, но для солдата полезная.

После - начиная с 19 года - латыши могли возвращаться домой, уже в Латвию. Но - в массе своей, продолжали зашибать деньгу в продотрядах, ВЧК, на фронтах. Дома было голодновато и безденежно.

После окончания Гражданской - согласно договорённости между советским и латышским правительствами, все "красные стрелки" имели право вернуться в Латвию. Никаких политических преследований к ним не было и в помине. Им полагалось от 20 до 50 гектаров земли и деньги на обустройство от латышского правительства.

Латышские красные стрелки - были уважаемыми людьми в довоенной Латвии. А главное - не бедными. Далеко не бедными. Из СССР они приезжали с большими деньгами - хватало и на дом и на скотину.

Есть данные, что возвращение латышских красных стрелков, гарантировалось совместно - Советским, Германским и Латышским правительствами.

Один человек рассказывал мне про своего деда, красного стрелка,  который во время оккупации ЛССР фашистами, будучи СТАРОСТОЙ деревни - убил немецкого солдата - не рядового. На бытовой почве. Убил открыто, при всех. Здоровенный был. Его повязали в гестапу и родственники уже оплакивали.
Однако - по его требованию, была принесена некая "бумага" за подписью Ленина, кого -то из немцев и латышей, которая давала этому мужику гарантии от преследования со стороны стран - подписантов.

И, немцы его выпустили. Красного стрелка, убившего их унтера или фельфебеля.

Тот, дожил до прихода Советских войску, и наши его так же не тронули. Хоть он при немцах и был старостой.

А внук его - подполковник ВВС был. Прекрасный мужик. Забавный. Латышей ругал... ужОс.
Отредактировано: ursus - 10 янв 2009 23:58:58
  • +0.45 / 5
  • АУ
ОТВЕТЫ (1)
 
 
  svis ( Слушатель )
11 янв 2009 09:46:55

Да ну, прям так уж и не понимают  ::)
  • +0.00 / 0
  • АУ