Слушатель: Добрый вечер. Вот вы, как люди с философским мышлением, наверное, прекрасно уже представляете, что предстоящий распад России – это уже практически реальная вещь. А можете ли вы сказать о каких-нибудь сценариях, как вы себе представляете, как будет происходить распад России? Спасибо.
Виктор Резунков: И кстати, я добавлю к этому. У меня есть такой вопрос. Может быть, он не имеет отношения к распаду России как таковому. Вы, Сергей, в свое время назвали Владимира Путина «великим закрывателем Америк». То есть все стратегии развития России, которые ему предлагались, даже с добрыми намерениями, он зачеркнул, а собственные так и не открыл. И вот в это русло переведем вопрос. В чем сегодня главная проблема России?
Сергей Переслегин: Я все-таки отвечу сперва на вопрос о распаде. Дело в том, что я много раз пытался сценировать распад России. Ситуация интересная. С точки зрения законов социального развития, он, действительно, вроде бы, должен быть, но он не сценируется. Я делал этот опыт пять раз, и все пять раз сценирование не проходило, то есть Россия не распадалась. А это означает, что, видимо, есть какие-то сдерживающие, ее связывающие силы, которые мы не можем учесть, когда чисто формально смотрим на ситуацию. И сейчас я в распад России совершенно субъективно не верю. То есть я готов согласиться с вами, что есть на это масса оснований, но не верю, и все. А я все-таки очень верю в результаты сценирования и сценарных игр.
А что касается ситуации с Путиным, то я же немножко другое реально писал. Я говорил о том, что Путин, пока Россия не выработала свою собственную стратегию развития, приложил немало усилий, и довольно успешно, к тому, чтобы она не начала участвовать ни в чьей чужой стратегии развития. И это было довольно большим шагом.
Что касается сегодняшней ситуации России, то я могу ответить очень просто. Четыре страны в мире – США, Россия, Европейский союз и Япония – вышли на уровень постиндустриального проектирования. И за восемь лет две страны из этих четырех были пойманы в ловушку, и ловушку очень простую. И Японии, и России показали возможность восстановить старую империю в той или иной форме, и Япония, и Россия тут же согласились, что лучше возвратиться в старое, славное прошлое, нежели пытаться строить какое-то свое особое, новое будущее.
Мы заметим, что Соединенные Штаты Америки вовсе не готовы сейчас играть на воссоздание старого прошлого. Заметим, что результаты выборов, они были максимально неожиданными, в том плане, что к власти пришел человек - демократ, а Америка сильных итогов добивается всегда при демократах, и человек новый, даже чисто формально, по цвету кожи. И это означает, что пока все остальные страны, то есть Россия и Япония, отрабатывают старые варианты, Америка будет искать что-то принципиально новое.
Так вот, вызов России заключается в следующем: сколько времени ей понадобится на то, чтобы переварить идею возврата империи в варианте энергетической империи, в варианте воссоздания целостности на постсоветском пространстве, в любом другом варианте, и начать понимать, что путь ее развития лежит не в прошлом, а в будущем, хотя бы в тех же самых новых технологиях. Об этом говорят, об инновационном развитии, но делают гораздо больше в зоне старого развития. Россия объявила о строительстве авианосцев. Авианосцы – оружие прошлой войны. Стране они не нужны, они не смогут быть использованы в следующей войне. Вопрос – что может быть использовано? – требует особого рассмотрения и особого расчета. А для этого нужно строить стратегию России в новом времени. В данном случае для России принципиальная опасность – это пытаться решить завтрашние проблемы вчерашними способами, а сегодняшние (заметим в скобочках) не решать вообще.
Сергей Переслегин: Ну, на эту тему много говорили и англичане, и американцы. Что касается самой России, то здесь вряд ли кто-то в этом заинтересован. Но когда просчитывали так называемую транспортную связность России, транспортные теоремы для России, то, в общем, оказывалось, что конфигурация, при которой она разделяется, энергетически более выгодна. А отсюда, собственно говоря, и все разговоры о том, что распад России неизбежен. Это чисто на математическом уровне.
Другой вопрос, что я, например, придерживаюсь сейчас той точки зрения, что Россия – во многих отношениях это страна уникальная, и в частности, в одном.
Как правило, государство – это способ нации войти в историю. Так вот, Россия, как государство, - это не способ нации, а способ пространства гигантского северо-запада Евразии, того, что называлось когда-то «великой степью» и «великим ледником», всего вот этого пространства войти в историю как целое. А если это так, тогда получается, что есть очень прочная ситуация, очень большая сила – сила желания этого пространства оставаться в истории, которая будет Россию держать как единое государство, несмотря ни на какие транспортные теоремы, ни на какой сепаратизм местных лидеров и так далее.
И в этом плане я повторю то, что я сказал, я абсолютно не верю в распад России в сколько-нибудь заметно значимой перспективе. Готов даже сказать, что распад США я считаю значительно более вероятным на сегодняшний день.
Болик, источники приводите, а то руки у меня чешутся забанить.
Источник: Радио Свобода, млин.http://www.svobodane…08913.htmlИсточник - Переслегин. А где конкретно он свои мысли проговорил - дело второе и маловажное.
Забавны, кстати, итоги голосования по посту. Просто улыбает.