Выбор России: текущая политическая ситуация
30,412,841 121,971
 

  Lange ( Практикант )
04 авг 2014 15:12:19

Тред №784550

новая дискуссия Дискуссия  54

Крушение кумиров
Протоиерей Андрей Ткачев, настоятель киевского храма преп. Агапита Печерского

В 23-м году прошлого века под Берлином прошел съезд русской молодежи. На этом съезде С. Франк зачитал доклад под названием «Крушение кумиров». Позже, в расширенном и дополненном виде, доклад стал отдельной работой, смысл которой горек и ясен – революции, войны, разруха, эмиграция есть плоды мысленного идолопоклонства и одновременно болезненное очищение от него. Работа предваряется цитатой из Иоанна Богослова: «Дети, храните себя от идолов». И как все, что сказано умно и по делу, работа эта актуальна и в наши дни.

Первым идолом Франк называет «идол революции». Нам сегодня post factum легко критиковать все, что связано с идеями и практикой социализма-коммунизма. Нам легко подбирать аргументы и доказательства. Куда тяжелее было в предреволюционную эпоху.

Тогда всякий мыслящий человек, не согласный с необходимостью революционного социального переустройства, становился неким еретиком. Он подвергался обструкции, над ним едко и зло смеялись, его презирали. Что уж говорить о тех, кто сознательно выступал за сохранение тогда действовавших порядков? Эти до всяких Сталиных становились «врагами народа», ибо известно, что никто так не жесток и не беспощаден, как тучи либеральных мух, мелких поодиночке и ужасных в большом количестве.

Гражданский пафос! Любовь к народу! Сияющие глаза студентов, не начавших бриться и забывших умыться! Мы теперь знаем, что за всем этим массовым и несокрушимым психозом уже маячили со всей неумолимой логичностью и разрушение государственности, и миллионы жертв, и тысячи тюрем с лагерями. Тогда это видели лишь единицы, которых удостаивали смеха и не удостаивали внимания.

А что сегодня? А сегодня, словно в насмешку, многие продолжают думать, что «все люди выходят добрыми из рук Творца», а зло есть лишь производное последствие ненормального общественного строя. То есть думают так же, как тогда, бессознательно пользуясь формулировкой Руссо, самого, естественно, не читавши.

Зло определяют как нечто связанное с властью. Себя автоматически исключают из числа носителей зла (что есть катастрофическая ошибка), и остается только шаг шагнуть до демонстраций, флагов, транспарантов, бантиков на груди. Это, конечно, если очередной Ленин в пломбированном вагоне приедет с западного направления.

Ну а там все по накатанной: расстрел мирной демонстрации, волна народного гнева, остановка промышленности, вши, окопы, слезы матерей... Кто виноват? Кроме прямых преступников, облеченных явной и тайной властью, все, кто верил в революцию как метод достижения счастья.
...
Идол второй – политика. Под этим именем Франк понимает массовую уверенность в том, что некие политико-экономические союзы способны утолить окончательно голод души человеческой по основательному счастью. Крушение кумира «политики», по Франку, есть крушение веры в какой бы то ни было идеал общественного порядка, немедленное и полное осуществление которого уничтожало бы зло и водворяло бы на земле добро и правду.

Отсюда не стоит, говорит автор, бежать ни в толстовство, ни в анархизм. Не стоит отрицать необходимость государства и различных межгосударственных союзов. Стоит только лишить отношение к этим союзам ... идолопоклоннического элемента...

Стоит также отдать поклон В. Соловьеву и процитировать его слова о том, что смысл государства – не в установлении на земле Рая, но в недопущении установления на земле Ада.

Третий идол, по Франку – культура. Позволю себе пространную цитату, ибо она похожа на отрывок из свежей, а не столетней давности, газетной статьи.

Итак: «Мы восхищались культурой Европы и скорбели о культурной отсталости России. В Европе мы во всем усматривали признаки «культуры»: в обилии школ, во всеобщей грамотности, в том, что каждый рабочий и крестьянин читает газеты и интересуется политикой, в твердости конституционно-правового порядка, в уважении власти к правам граждан, в жизненном комфорте, в удобстве путей сообщения, в высоком уровне научных знаний, в широкой гласности и чувстве собственного достоинства, в трудолюбии и промышленном богатстве, в общей налаженности и упорядоченности жизни – и еще во многом другом, что было бы слишком долго пересказывать.

Конечно, мы не закрывали глаз и на темные стороны европейской жизни – мы замечали в ней и эгоизм, и мелочность, и мещанскую пошлость и ограниченность, и обилие «буржуазных предрассудков», и жестокость репрессий в отношении нарушителей буржуазного права и морали, и слепой и хищнический национализм. Но в большинстве случаев нам казалось, что эти темные стороны суть еще непреодоленные остатки прошлого, которые сами собой постепенно будут устранены дальнейшим развитием культуры».

Себя самих русские люди с некоторой долей ложного смирения причисляли к «недоделанным европейцам» и считали, что будущее наше все равно там, только для этого нужно потрудиться. И тут грянула Великая война.

Она показалась поначалу случайностью, досадным промахом, который вот-вот потухнет, истратив заряд. Потом стало очевидным, что европейский человек вцепился в горло исторического соседа с упорством долго не евшего хищника, и это не закончится ни скоро, ни легко.

Фантастическое количество жертв, война в воздухе, на суше и в море, тотальное господство не просто желания победить врага, но уничтожить его, вычеркнуть из числа существующих, превратить в пыль – все это сильно потрясло доселе благодушные умы. Сама цивилизация стала проклятием, потому что кому нужны эта хваленая машинная точность, достижения химии и покорение воздуха, если работают они на сверхмощную артиллерию, газовые атаки и бомбардировки с воздуха.

А потом была революция в России, говорить о которой трудно из-за слез. Потом – революция в Германии. Потом – Версальский мир, показавший, что «правда и справедливость – это пустые слова», что корысть, эксплуатация и лицемерие есть набор констант европейской политической жизни. Одним словом, наступило горькое прозрение. И ведь сказано это до Второй мировой войны, до Хиросимы, до Вьетнама и проч.
...
Последний идол в списке – идейность. Долгие годы считалось, что человек без идеи – это примитивный обыватель. Чего от него ждать? От идейных ждали всемирной справедливости, а от безыдейных – только песен под гитару.

20-й век показал, что ложная идейность несравнимо страшнее всякой безыдейности. Ложная идея – это бес, антонов огонь, чума информационного века, оружие массового поражения. 21-й век только продолжает доказывать эту странную истину. Идейные террористы, идейные фашисты, националисты... Имя им легион.

Они не спорят и не слушают другую сторону. Другая сторона у них и заклеймена, и приговорена. Вопрос лишь в сроках. Обычной человечности от них не жди, как будто не обычная мать их грудью кормила. С простым договоришься, с идейным – нет. Простой простит и забудет, идейный расстреляет. И все потому, что идеи ложные, узенькие, бесовские. Все зараженные ими смертельно опасны уже не для отдельного человека – для целых стран и континентов, и трудно найти кого-либо более опасного, чем они.
...

http://vz.ru/opinion…98498.html
  • +0.23 / 4
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!