Расширение “серых зон” в американо-японских отношениях
...Однако проблематика американской политики в АТР уже давно выходят за чисто оборонную сферу, поскольку в течение тех же пятнадцати лет произошли кардинальные подвижки в вопросе идентификации угроз региональной стабильности. Речь идёт, в частности, о “глубине и широте” того же процесса японской “нормализации”, а, следовательно, и о характере её влияния на отношения Японии с Китаем. Этот вопрос становится актуальным по причине (опять, “определённых”) новаций в американском политическом курсе на китайском направлении.
Не окажутся ли США перед перспективой “автоматического” (в силу союзнических обязательств) втягивания в конфликт со второй мировой державой из-за “пустяковых” с американской точки зрения проблем? К таковым несомненно относится японо-китайская конфронтация по вопросу владения группой необитаемых островков в Восточно-Китайском море. С неясностью ответов на подобного рода вопросы связана сдержанная реакция (по крайней мере, части) американских экспертов и прессы на очередной важный шаг правительства Японии в процессе “нормализации” страны.
Этими же вопросами обусловлена сложность содержательной стороны двусторонних переговоров на предмет разработки новой редакции “Руководящих принципов японо-американского сотрудничества в области обороны”, не менявшихся с 1997 г. Указанные переговоры на уровне заместителей министров обороны начались в Токио 15 июля с.г.
Проблема заключается в определении взаимных обязательств в так называемой “серой зоне” конфликтных ситуаций с участием одного из участников американо-японского альянса, которые не подразумевают “автоматизма” исполнения союзнического долга другим.
Для Японии важно получить поддержку (если потребуется и вооружённую) со стороны США в случае использования SDF для борьбы с некой небольшой вооружённой группой “неясной государственной принадлежности”, высадившейся на островах Сенкаку. Но, как выше отмечалось, в США сегодня, мягко говоря, без энтузиазма относятся к перспективе втянуться в подобные гипотетические ситуации.
В тоже время США хотели бы, чтобы полученное право на коллективную самооборону SDF использовали в гипотетических конфликтах в важных для американцев регионах, например, в зоне Персидского залива. В подобных отдалённых от её территории зонах Япония готова на весьма ограниченное задействование SDF. Например, проводить траление минных полей на морских маршрутах доставки углеводородов. Но в целом пока в планы SDF не входит серьёзно вовлекаться в конфликты, возникающие слишком далеко от территории страны...