Тред №79237
новая дискуссия
Дискуссия
289
Здесь, да и много где еще, встречал информацию о том, что средства, выделенные государством на строительство чего-либо не осваиваются в полном объеме. Сейчас попытаюсь описать основные, на мой взгляд, проблемы, которые возникают при освоении этих самых средств. Надеюсь, некоторым будет интересно.
Первое. Это, конечно же, всеми финансистами любимые тендеры. Любой финансист считает, что проект, строящийся объект или сложное оборудование индивидуального изготовления можно купить (осуществить) дешевле если провести тендер. Эх, должен сказать, что это, очень мягко говоря, не верно. Как можно оценить проект завода? Это не телевизор какой-нибудь определенной марки, который можно купить, допустим, в "Эльдорадо" дешевле чем в "Лого". Это "ПРОЦЕСС". Не возможно на стадии написания ТЗ предусмотреть все издержки или замечания экспертизы. Просто невозможно. Всегда найдется что-то, чего не предусмотрели или то, от чего отказались. Цена при этом на проектные работы может быть изменена В РАЗЫ! То же можно сказать о строительстве. При проведении тендера на генподрядные работы практически никогда не бывает полной сметной документации. Да и полный состав ситуацию не поменял бы. Как можно оценить стоимость работ, если нет представления об их объеме? Прогнозный вариант строительства регулярно меняется, пусть и не в разы, но прилично (в абсолютном выражении гораздо больше, чем стоимость всех проектных работ). Тем не менее для победы в гостендере на проектирование необходимо указать стоимость работ в рублях и заключить на эту сумму договор. Если завод какой-либо определенной ориентации, например, машиностроительный, а выигрывает тендер на проектирование какой-нибудь "Сельхозмашпроект", как вы думаете, что получится? Или выигрывает фирма из 5 человек, которая потом будет нанимать на субпроектирование другие мелкие фирмы, которые смогут, если не разорятся, сделать что-то дешевле? Обычно мелкие фирмы выигрывают тендеры если у них есть способ повлиять на тендерную комиссию. Та же ситуация с генподрядными работами. На тендер выставляется абсолютно левая цифра, процентов на 20 меньше выставленной максимальной стоимости. Под эту цифру выделяются деньги, но никому не понятно, как фирма может сделать что-то на 20 процентов дешевле? Дешевле чего? Смет нет, цифры эти все виртуальные. С госпредприятием заключается договор. Генподрядная фирма состоит из тех-же человек (менеджеров), которые приезжают на предприятие и нанимают мелкие фирмы для работ, но эти менеджеры, кроме как при наклейки обоев со строительными делами не сталкивались. Кончается во всех перечисленных случаях все с разной степенью печальности. Выбраная по цене фирма может просто отказаться от заключения договора (причин может быть много, некоторые будут указаны ниже), что ведет к перетендеровке и потере от полгода до года времени. Служба заказчика предприятия может добиться замены (прецеденты были) победителя или вынудить выигравшую фирму на все работы нанять проверенного проектировщика (подрядчика), что конечно же уменьшает количество поступивших средств фирме, которая выполняет работы и увеличивает количество проблем у предприятий. Про оборудование индивидуального изготовления разговор особый. Допустим проектировщики заложили приточную установку (подстанцию, насосные установки и др.) импортной фирмы "А". В России у фирмы "А" один официальный представитель. Который совсем не горит желанием участвовать в тендере. Логика его проста: раз в проекте мое оборудование, то у меня его и так купят, при том, по той цене, которую я укажу, а напрягаться и готовить документы, что-то куда-то отсылать и т.д. нет никакого желания. Поэтому в тендер идут посредники, которые и соревнуются между собой, что цену совсем не уменьшает. А возможности купить у единственного представителя нет. К тому же практика давать посредникам скидки (иногда приличные) вызывает лично у меня непонимание. Но там опять своя логика. А обычно мелкие посреднические фирмы не заморачиваются звонками дилерам до тендера. Просто дается цена на те же 20 процентов меньше установленного максимума, а потом смотрят, получится или не получится. Часто бывает, что за такую цену просто не возможно ничего купить. Тогда идет или некомплект или брак или изделия Джамшутов и т.д. (фантазия у поставщиков большая).
Второе. Особенности финансирования госзаказа. Тендеры обычно проводятся в начале года, в начале года заставляют заключать договора. А деньги на счета предприятия приходят угодайте когда? В лучшем случае июнь, а в худшем (на моей памяти) - конец августа. Допустим посредник или завод выигрывает тендер на поставку подстанции в феврале. Цена на медь, железо, электронику одна. А аванс, без которого ни одна здравомыслящая фирма работы не начинает приходят в августе, когда стоимость может скакнуть в разы. Естесственно эти риски закладываются в цене, просто на всякий случай, цену могут увеличить на 50 и более процентов. А если срок изготовления 5-6 месяцев? В августе начинается изготовление,а поставка может быть физически осуществлена не ранее марта следующего года. Ни у кого, ничего не екнуло? А предприятию перед главком надо отчитаться в декабре: как, на что деньги потрачены, т.е. готовое оборудование должно быть на складе с соответсвующим оформлением. И как это противоречие разрулить? Есть способы, на которые приходится идти, но за это могут и наказать. А если срок изготовления составляет 3 года? Что тогда? А такое оборудование есть. А если пришло оборудование с браком? Оплата ведь производится после приемки оборудования заказчиком. Т.е. в декабре приходит бракованное оборудование, оплатить его надо по-любому в декабре, а это означает, что оборудование принято в полной комплектации и без деффектов. То же самое и по строительно-монтажным (СМР) и проектным работам. А попробуйте потом доказать поставщикам, что надо что-то поменять, проектировщикам, что надо что-то перерисовать, а монтажникам, что надо что-то перемонтировать. Все ведь уже оплачено, акты выполненных работ подписаны. Сделали ребята некондицию, а оплатить надо в декабре, иначе НЕДООСВОЕНИЕ. А недоосвоение чревато сокращением выделяемых средств на следующий год. Раньше можно было госпредприятиям получать кредит и оплачивать работы в начале года, а в том же августе кредит гасить, но этот самый, на мой взгляд, оптимальный выход запретили (проценты за кредит естественно стоимость работ не уменьшали). Если для проектировщиков и поставщиков оборудования проблема с поздним началом финансирования более-менее решаема, то для СМР это удавка на шею. Основной объем работ должен быть проведен летом, перед летом должна быть проведена подготовка (закупка материалов, инструментов, набор персонала), а денежек то нет. Оборотных средств в таких количествах у подрядных организаций не бывает. А попробуйте в августе купить железобетон, асфальт или цемент. Поставят вас в очередь на ноябрь-декабрь, что делать-то будете? Просто купить и оставить на следующий год не получится, даже с железобетоном, т.к. отчитаться в конце года только по материалам не получится, материал должен идти с монтажом. А железобетон на землю не положишь, нужен бетон, который зимой лить не получается или очень дорого, да и здравый смысл протестует - почему летом то нельзя это делать? Причем количество средств на год на строительство выделяется абсолютно произвольным образом. Т.е. в этом году, допустим, 100 млн., в следующем 200 млн., в следующем 70 млн. Т.е. предприятие просит на следующий год определенную сумму на объект, а дают совершенно другую, то нехватает проектной документации и просто не возможно выполнить работ на всю выделенную сумму, то наоборот, документации много, а деньги кончаются быстро. В последнее время, чтоб жизнь легкой не казалась, больная фантазия финансистов разыгралась еще больше. При поставке оборудования необходимо предоставить банковскую гарантию (заморозка денег на счетах фирмы) в количестве нескольких десятков процентов от стоимости оборудования на время гарантийного периода. Это, конечно, что-то с чем-то. Т.е. никто, из здравомыслящих, не согласится на 1-5 лет морозить деньги на счетах, естесственно эту сумму тупо прибавляют к стоимости. Есть вариант страховки, что получается дешевле, но геморроя добавляет прилично.
В общих чертах описал ситуацию. На мой взгляд, грамотный специалист сможет съэкономить в разы больше чем любой тендер (кстати, а вы в курсе, что для предприятий проведение тендера совсем не бесплатно?). А то, что финансовая система должна стоять на службе у производства, а не наоборот будет моей мечтой.