Школьная математика. Вчера, сегодня, завтра.
332,583 474
 

  Миклухо ( Слушатель )
23 авг 2014 18:54:42

Тред №797341

новая дискуссия Дискуссия  195

22.08.2014 - Сергей Рукшин: Учитель, воспитай Ученика! Открытое письмо Никому...

Возможно ли успешное обучение без Учителя? Образование без воспитания? 

Изучение истории Родины без формирования гражданской позиции? Могут ли компьютеры и дистанционное обучение полноценно заменить Наставника и Педагога? Можно ли чему-нибудь научиться у человека, которого не любишь и не уважаешь ни ты, ни твоя семья, ни окружающие, и которого на твоих глазах нередко унижают и оскорбляют — зарплатой, недоверием, командным тоном, низведением на роль прислуги по вызову? Эти и другие вопросы вновь и вновь приходят мне в голову в конце августа. Каждый год вопросов становится все больше и больше, а ответы устраивают меня все меньше и меньше. Ибо я неискоренимо верю, что никто никогда ничему не сможет толком научиться у человека, которого не любит или не уважает. А о каком уважении к системе образования может идти речь, когда недавно один родитель заявил моему коллеге, что не может доверить воспитание своего сына безмозглым неудачникам, которым в жизни ничего не удалось, кроме как стать учителем, потому что ни на что другое они не способны. Спокойно, при ребенке... 

На носу — новый учебный год в школах и ВУЗах страны, и, как всегда перед его началом меня одолевают тяжелые раздумья о судьбах российского образования. В последние годы 1 сентября для меня воистину "праздник со слезами на глазах". Безо всякого ощущения победы. Вы спросите — почему? Ведь в последние годы государство действительно вкладывает в образование заметные средства! Да, но расходуются они совсем не на то, что составляет первоочередные потребности системы образования в целом. Да и может ли полная компьютеризация страны действительно помочь нашему образованию, если не будет взаимопонимания учителя и ученика, взаимного доверия родителей и педагогов, не будет восстановлен социальный статус профессии учителя и преподавателя ВУЗа? Мы не продвинемся ни на йоту к возрождению страны без доверительного контакта семьи и школы, без доверия государства к профессиональной честности и добросовестности школьного учителя и университетского преподавателя. А реформы идут совсем в другом направлении. Увеличение количества всевозможных бумаг и отчетов, барское понукание и снисходительное похлопывание по плечу управленцев от образования, усмешки представителей других профессий и бывших учеников, непродуманное и непосильное увеличение нагрузок педагогов. Ох, тяжело нынче быть учителем! А последние реформы показывают, что мы встаем на путь подмены необходимости решать детские психологические и мотивационные проблемы изучения школьного курса разделением детей на умных и не очень, а семей — на богатых и не слишком, родителей — на способных оплатить дополнительное образование своего чада и навязываемые семье "образовательные услуги" и неспособных... 

Следуя логике некоторых горе-реформаторов, этот "образовательный апартеид" для большинства детей должен завершиться выдачей аттестатов об успешном освоении образовательных программ для граждан второго и третьего сорта, сдавших экзамен на знание родного языка в объеме, достаточном для понимания распоряжений будущего работодателя или отдачи приказов будущим подчиненным. А анализ того, что требовалось в этом году для успешного окончания школы и получения аттестата на госэкзаменах по русскому языку и математике наводит на мысль, что, пожалуй, скоро мы дойдем до того, что от гастарбайтеров, от которых требуется, кроме владения языком еще и знание культуры, традиций, обычаев, истории и законодательства страны, будут требовать больше, чем от некоторых выпускников... Для завершения картины останется только выдавать золотые медали за успехи в обучении с гравировкой "Лучшему ученику вспомогательной школы для неспособных освоить школьную программу". Уже сейчас не слишком понятно, что же такое ОБЩЕЕ среднее образование и зачем оно нужно стране. Не легче и с высшим, особенно инженерно-техническим. Дабы не быть голословным, упомяну шокирующую ситуацию: студент-отличник выпускного курса, будущий кораблестроитель, на собеседовании при приеме на работу в ответ на простейший вопрос о течении жидкости спросил, из каких вариантов он должен выбрать правильный ответ... Достаточно примеров? Страшная угроза нависла в минувшем учебном году и над системой педагогического образования, последним оплотом надежд на возрождение образования и науки в стране. 

Еще древние греки говорили, что в обществе есть всего две важнейших профессии –— преподаватели и врачи. Но если ошибка врача влияет лишь на ближайшее будущее одного человека, то ошибки педагогов — на отдаленное будущее всего общества. Стоит ли говорить о масштабах последствий малейшей оплошности людей, в руках которых находится такой мощный рычаг, как управление образованием и наукой целого государства? И не уподобимся ли мы, слепо копируя по подсказкам таких людей американские и другие иностранные модели школы, университета и организации фундаментальной и прикладной науки, Соединенным Штатам Америки, вынужденным “импортировать” лучших ученых, инженеров, конструкторов, программистов, а теперь еще и студентов и аспирантов ведущих научно-технических специальностей из других стран? Как объяснить нашим успешным менеджерам от образования, что они навязывают нам модели, работающие в совершенно других общественно-экономических условиях, модели, неразрывно привязанные тысячами тысяч незримых нитей к другими аспектам жизни американского общества? К условиям, совершенно отличным от тех условий, которые присущи нашей стране. И пытаться прививать эти модели в наших условиях — это как давать утопающему советы вроде "Дыши жабрами!" и "Активнее работай плавниками и хвостом!". Давайте вспомним, сколько замечательных американских ученых, сколько нобелевских лауреатов, выдающихся инженеров, конструкторов авиационной и космической техники, не являются продуктом американской системы образования?.. Достаточно напомнить такие имена, как Сикорский, Зворыкин, Г.Гамов, Вернер фон Браун, Дж. фон Нейман, А.Эйнштейн, Энрико Ферми, В.Леонтьев... Увы! Вектор утечки мозгов, "brain-drain", направлен не в нашу сторону. Лучшие утекают от нас. В университетах — колоссальная проблема, решения которой не видно: как оставить в ВУЗах лучших студентов, чтобы они могли научиться сами и выращивать новые поколения специалистов, полноценно заниматься наукой? 

Казалось бы, в очередной непростой момент истории страны, после введения санкций западных стран против России, когда нам перестали поставлять жизненно важные для страны изделия, технологии, продукты, руководству страны впору вновь и вновь задуматься о том, что вопрос образования перерос свои естественные рамки и является по сути флагом борьбы за национальную безопасность и государственный суверенитет России. Что без его решения не будет ни инновационной экономики, ни миллионов новых высокотехнологичных рабочих мест, о которых говорил В.В.Путин, ни надежных систем защиты информации и систем связи, ни передовой военной техники, ни новых реакторов, ни безопасной энергетики, ни успешных запусков новых ракет. А также отечественного самолето-, автомобиле- и судостроения. 

Не пора ли, наконец, задуматься и остановить непродуманную бессистемную и непрофессиональную вакханалию реформ? Возродить полноценное школьное и инженерное образование? Страшное это слово "наконец". Иногда хочется написать раздельно, а не слитно. 

Из системообразующего института нации, который формирует нас как граждан этой страны, образование рискует окончательно превратиться в услугу. Вместо специалиста, который корнями связан с судьбами и потребностями Родины, мы уже получили обладателей аттестатов и дипломов, которые родную страну воспринимают как место работы. Которое, в случае чего, можно и поменять. Недавно опубликована страшная статистика — знаете ли Вы, сколько процентов выпускников хотели бы работать за границей?! 

Учитель, воспитай Ученика! Личность воспитывается только другой Личностью, и никакие компьютеры и дистанционные курсы не заменят общение с настоящим педагогом, который способен научить не только фактам, но и привить чувство ответственности за дело, которым ты занимаешься! И не важно, каким будет это дело. Важно, что если этой ответственности не будет, то все остальное уже не столь существенно. 

Я все еще надеюсь, что нашим политическим лидерам мужества не занимать, и принятие решений по исправлению допущенных ошибок их авторитету не повредит, а лишь укрепит его. И возможны в России социальные лифты, которые вознесут из холмогорской глубинки новых ломоносовых. И верю в то, что возможна консолидация значительной части нашего общества на основе идеи укрепления национальной безопасности и суверенитета России через возрождение отечественной системы образования и науки. Правда, не знаю, сколько лет мне судьба отпустила еще работать и надеяться. 
Ссылка: http://www.shevkin.r…ws&ID=1051



Сергей Рукшин(математик и педагог, воспитавший Григория Перельмана и Станислава Смирнова, двух лауреатов Филдсовской премии, 
.
  • +0.04 / 2
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!