Реформация Часть 2.
Вторым важнейшим течением протестанства является кальвинизм.
Течение возникло в Швейцарии, в Цюрихе и основателем его был некто
Цвингли.
Кальвинизм существенно отличался от лютеранства:
- во-первых кальвинизм отрицал Церковь, как структуру. Теоретически постулировалось, что каждый человек читая Библию способен ее понять, однако на практике, трактование Библии и, соответственно, указание что хорошо, что плохо – уходило в руки каждого из пасторов. Т.е. пасторы приобретали весьма и весьма серьезную и прямую власть над членами общины
- во-вторых кальвинизм отрицал свободу воли человека –
доктрина предопределенияговорит, что все предопределено заранее. Практически это ведет к тому, что люди получаются двух сортов – те, кто спасется, потому что это изначально предопределено, и те, кто не спасется по той же причине. Дела человека при этом не имеют никакого значения.
- в третьих, кальвинизм полностью ликвидировал мистический компонент. Действительно, если все предопределено – то «функция магия2 – не нужна
Т.е. с теологической точки зрения – кальвинизм вычистил из христианства все как собственно христианское, так и то, что за века распространения христианства в индоевропейской среде – пришло из индоевропейской традиции и представляет собой тот же самый иудаизм в псевдохристианской обертке. Собственно, именно кальвинизм дал примеры «христианского» теократического государства.
.
Естественно – параллельно церковное имущество было реквизировано в пользу магистрата. Такое положение дел очень понравилось городской буржуазии и течение очень быстро набрало силу в городах
Швейцарии и Юго-Запада Германии (в первую очередь Пфальц и Страсбург):
За пределами же городских кантонов, даже в той же Швейцарии население продолжало поддерживать католицизм. В итоге дошло до войны и в 1531 году Цвингли был убит. Разделение же на католические и кальвинистские кантоны в Швейцарии сохраняется до сих пор.
.
Со смертью Цвингли, течение не померло - данной темой заинтересовался француз
Кальвини дальнейшее развитие учения связано именно с его именем.
Кальвин порвал с католичеством в 1532 году, а в 1536 – утвердился в Базеле. Где захватил абсолютную власть и установил настоящую теократию. Достаточно упомянуть, что если Святая Инквизиция в обязательном порядке вела следствие и проводила суд, то Кальвин такими мелочами не заморачивался – для того, чтобы отправить «богохульника» (т.е. некальвиниста) на костер – достаточно было подозрений. Пасторы приравнивались к пророкам и апостолам: они должны были «возвещать слово Божье, учить, увещевать народ, раздавать причастие и вместе со старейшинами налагать церковные наказания». Ну и, естественно, с т.з. Кальвина пастор не должен не то, что бедствовать, но и ему не возбраняется преумножать свое состояние.
Подобные же порядки Кальвин принес в Женеву. Несмотря на неудачу с первой попытки в 1538 году, когда его выпинали из города, в 1540 ему удалось вернуться и таки взять власть. Порядкам, которые наводил Кальвин, позавидуют самые упоротые ваххабистские муллы, а иранские аятоллы – покрутят пальцем у виска. Запрещались танцы, театральные представления, азартные игры. За произнесение кощунств и проклятий налагались строгие наказания. Магистрат попытался даже закрыть трактиры и заменить их собраниями граждан (так называемые аббатства, по одному в каждом из 5 городских кварталов), под надзором властей, для религиозных бесед. Хозяин заведения был правительственным чиновником и следил, чтобы гости не садилисьза стол без предварительной молитвы, не божились, не вели себя неприлично, не вступали в бесполезные прения. Инакомыслие жестко преследовалось. Пытка была необходимой принадлежностью всякого допроса - обвиняемого пытали до тех пор, пока он не признавал обвинения, подчас в мнимом преступлении. Детей заставляли свидетельствовать против родителей. Особенно показателен был процесс над Мигелем Серветом, закончившийся его сожжением. Ну, в общем, как и положено.
.
В
Германии изначально лютеране и кальвинисты выступали единым фронтом, и даже образовали
Шмалькальденский СоюзОднако во второй половине 16-го века началась активная экспансия кальвинизма на лютеранские территории.
Первым из князей-лютеран, перешедшим на сторону кальвинизма в Германии в 1561-1563 гг., был курфюрст
пфальцский Фридрих III. По его поручению в 1563 г. был составлен Гейдельбергский катехизис, который вскоре был признан всеми немецкими кальвинистами. Кальвинистская конфессионализация на протяжении 1570-х гг. охватила в основном мелкие владения: Лимбург,
Нассау-Дилленбург, Текленбург, Реда, а также имперский город
Бремен. В итоге, кальвинизм на территории Германии был переведен в ранг «нежелательных религий» - лютеране, видя в реформатской церкви серьезного соперника, высказывались в том духе, «что лучше паписты, чем кальвинисты» (т.н. формула согласия). Тем не менее кальвинизм одерживал новые победы. Кальвинистскую конфессионализацию провели мелкие графства Вестфалии и нижнерейнского региона, большое значение имел переход в кальвинизм Анхальта (1589-1596) и курфюршества Бранденбург (1614).
.
Бранденбург надо отметить отдельно – во-первых ввиду важности данного региона, а во-вторых – ввиду особенности ситуации.
Напомню, что то, что потом называлось «королевство Пруссия» - это именно Бранденбург, а Пруссией в 16-17 веках – назывались секуляризированные земли Тевтонского Ордена (Калининградская область). На начало 17 века курфюст Бранденбургский был регентом герцогства Прусского
Необычность ситуации в том, что после объявления о принятии кальвинизма Иоганном Сигизмундом в 1614 году в Берлине вспыхнуло восстание. Князь был вынужден торжественно обещать ландтагу не навязывать реформатскую доктрину. В результате в Бранденбурге утвердилась биконфессиональная форма: князь и его окружение были кальвинистами, а подавляющая часть населения сохранила верность лютеранству. Герцогство Прусское же было вообще полностью лютеранским. Подобная ситуация привела к тому, что намного позже, уже в начале 19 века на территории Пруссии была создана своя, прусская, Евангелическая церковь, представлявшая собой унию между лютеранами и кальвинистами
.
Еще в 30-х годах кальвинизм начал распространяться на
Юге Франции.первыми его приняли
Вальденсы - достаточно древняя христианская секта. Дальше он распространился на Юго-Запад и в Наварру. В частности, кальвинизм приняли
Бурбоны, тогда еще короли Наварры. Местное же дворянство считало кальвинизм – неплохим способом восстановить утраченные привилегии. Для укрепления влияния кальвинизма во Франции Кальвин заслал туда 150 специально подготовленных
сотрудников НКО пасторов. Несмотря на активное подавление государством, гугеноты остаются влиятельной силой и более того, формируют подпольные сетевые организации. К началу 17 века – они уже вполне неплохо себя чувствуют и легализуются. Однако в конце 17 века, Людовик XIV начинает новую кампанию преследования и порядка 400 тысяч французских кальвинистов эмигрируют – в
Бранденбург, Нидерланды, Северную Америку, Каролинские острова, ЮАР.
В 50-х годах 16 века кальвинизм начинает распространяться в
Шотландии.
Основным деятелем в этом направлении там является
Джон Нокс, а местная разновидность кальвинизма называется
Пресвитерианская Церковь После объединения Англии и Шотландии Яков I и Карл I пытались внедрить в Шотландии англиканство, однако результатом было восстание. В итоге многие шотландские пресвитериане эмигрировали в
Северную Ирландию, а затем – в
Америку.
В
Англии кальвинисты завелись сразу после английской реформации.
При этом они были в оппозиции не столько католикам, сколько – официальной англиканской церкви. Английские кальвинисты представляли собой довольно большое разрозненных общин, причем различающихся во взглядах, но тем не менее, получили собирательное название
пуритане. В 17 веке пуритане начинают и политическую деятельность – борьбу с «абсолютизмом», что вызывает ответные репрессии. Большинство пуритан эмигрирует в
Америку.
Однако, главным центром кальвинизма достаточно быстро становятся
Нидерланды.
С самого начала кальвинизм плотно сплелся с оппозиционными политическими течениями, а точнее – с бунтовщиками. Проповеди кальвинистов собирали многотысячные толпы, если правительственные чиновники производили аресты, арестованных освобождали силой. С 1566г. развернулось иконоборческое движение. Во Фландрии и Голландии за 1565 - 1566гг. кальвинисты разрушили 400 католических церквей.
После выступлений «морских гезов» и захвата ими г. Бриля в дельте Рейна северные области страны оказались под контролем кальвинистов (равно – как и торговый путь по Рейну). В итоге семь северных провинций образовали в 1581г. независимую республику Соединенных провинций, ядром которой стала Голландия. Т.е. Нидерландская революция – прошла именно под кальвинистскими лозунге. Более того, сразу же началось упорядочивание кальвинистской церкви. На национальном соборе в Эмдоне в1571г. Были выработаны принципы ее организационной структуры, а синодом в Антверпене в 1566г было т.н. «Бельгийское Исповедание» - «правильная» трактовка Библии. Еслтественно, где есть «правильная трактовка» - тут же появляются «неправильные» - и начинается борьба с ересями. Крупнейшей ересью было арминианство
.
Т.е. именно Нидерланды в итоге становятся центром кальвинизма, а его периферией – Базель/Цюрих/Женева и Шотландия.
Таким образом к концу 16 века на базе
Голландии (а Голландия – это сбежавшие в свое время из Рима итальянские банкирские дома) образовался еще один центр силы с полной триадой и, если мы видим кальвинистскую территорию – то это значит, что территория – именно под Объединенным Королевством Нидерланды. Кстати – вот и ответ на вопрос – откуда в
Швейцарии взялись банки.
PS. Кстати, влияние кальвинистов весьма сильно в Южной Корее