Школьная математика. Вчера, сегодня, завтра.
327,167 474
 

  Миклухо ( Слушатель )
10 сен 2014 21:33:08

Тред №809270

новая дискуссия Дискуссия  228

Начальная школа в опасности!


Признаюсь честно: я не прочитал вчера в программе по математике небольшой кусок про начальную школу, думая, что я не профессионал их учить, что надо писать про математику в начальной школе. А когда прочитал сегодня, то понял: их не учить надо, а лечить от учёной спеси. Какой-то сплошной информационный поток сознания самовлюблённых специалистов, знающих много учёных слов про существование и всеобщность, таблицы и диаграммы, да ещё про анализ данных, получаемых цифровыми измерительными приборами и визуализирующихся на компьютере. 

Текст про начальную школу в пояснительной записке по математике является полным бредом, который не понимаю я, учитель математики со стажем 42 года, со степенью кандидата педагогических наук, опытом работы в физматшколе и опытом участия в написании школьных учебников. Не то чтобы я совсем ничего не понимаю: отдельные слова понятны, но всё вместе полный бред. Про его авторов можно сказать словами героини незабвенного А.П.Чехова: "Они хочут свою образованность показать и всегда говорят о непонятном". http://www.youtube.com/watch?v=DLOEyvpGt0Q 

Что из этого откровения поймут учителя начальной школы и родители учащихся? Давайте прочитаем внимательно. 

Начальная школа. Осваивается логика математических рассуждений, использование имен, утверждений о существовании и всеобщности (через которые выражаются и утверждения типа «и», «или»). Вводятся структуры данных: линейные (цепочки) и иерархические (деревья) используемые в русском и иностранных языках (грамматика), история, биология (классификации); таблицы и столбчатые диаграммы, как один из инструментов представления данных, в том числе, о внешнем мире. Осваиваются измерения и анализ данных, в том числе автоматически получаемых цифровыми измерительными приборами; данные визуализируются на компьютере. 

Осваиваются алгоритмы: в визуальной среде – использующие основные конструкции структурного программирования (без присваивания), в числовой среде – линейные с последовательным присваиванием: «решение арифметических задач по вопросам». 


У меня вопрос: вся эта "красота" предполагает обучение детей простым вычислениям? Если да, то в каких пределах? До десяти? до ста? Какими арифметическими операциями должны овладеть учащиеся? Складывать, вычитать, умножать и делить должны? На каком уровне устно? на каком письменно? В столбик вычислять должны, а таблицу умножения знать должны? Или должны быть только компетентны, то есть знать, что ответ можно найти на последней странице тетрадки по математике? Порядок действий определять должны или нет? Насколько глубоко они должны продвинуться в решении текстовых задач арифметическими способами? Без ответа на сформулированные мною вопросы (а они ещё не все!) говорить об определении содержания начального математического образования не только непрофессионально, но ещё и преступно. При таком описании содержания изучаемого в начальной школе там можно ничему не учить из того, чему учили сотни лет до авторов этой "красоты" и чему через сотни лет после них будут продолжать учить — вопреки их стараниям. Удивляюсь я этим авторам: зачем же так откровенно показывать свою профессиональную несостоятельность, превращающуюся во вредительство? Не знаешь - не пиши! Не умничай на ровном месте! 
http://netreforme.org/author/personalist/

Непонимающий   Вспомнилась цитата из знаменитой статьи академика Л. С. Понтрягина:


Цитата: ЦитатаМое внимание привлекло в школьном учебнике определение вектора.

Вместо общепринятого и наглядного представления о нем как о направленном отрезке (именно такое определение, например, сохранилось и в "Политехническом словаре". М., "Советская энциклопедия", 1976, стр. 71) школьников заставляют заучивать следующее: "Вектором (параллельным переносом), определяемым парой (А, В) несовпадающих точек, называется преобразование пространства, при котором каждая точка М отображается на такую точку М1, что луч ММ1 сонаправлен с лучом АВ и расстояние [ММ1] равно расстоянию |АВ|" (В. М. Клопский, 3. А. Скопец, М. И. Ягодовский. Геометрия. Учебное пособие для 9 и 10 классов средней школы. 6-е изд. М., "Просвещение", 1980, стр.42).

В этом сплетении слов разобраться нелегко, а главное — оно бесполезно, поскольку не может быть применено ни в физике, ни в механике, ни в других науках.

Что же это? Насмешка? Или неосознанная нелепость? Нет, замена в учебниках многих сравнительно простых, наглядных формулировок на громоздкие, нарочито усложненные, оказывается, вызвана стремлением... усовершенствовать (!) преподавание математики.

Если бы приведенный мною пример был только досадным исключением, то ошибку, по-видимому, легко можно было бы устранить. Но, на мой взгляд, в подобное состояние, к сожалению, пришла вся система школьного математического образования...


http://www.mccme.ru/edu/statii/kommunist.htm
Отредактировано: Миклухо - 10 сен 2014 21:35:03
  • +0.04 / 2
  • АУ
ОТВЕТЫ (2)
 
 
  Ser ( Слушатель )
11 сен 2014 14:02:18

Совершенно спереди. Ещё в далёкие 70-е удивлялись тому, что учебники 50-х и 60-х годов были гораздо более понятными, при том, что сложность их, как правило, была выше. Поэтому на факультативах учителями задачи давались по старым задачникам, да и сами мы прикупали для себя в "Букинисте" учебники прошлых лет, и не только по физмат теме.
Чем позже написан учебник - тем более сложным языком в нём выражалось всё более банальное содержание.
Редкие исключения - только подтверждали общее правило.

ЗЫ: Перепощу-ка ещё в перспективы, ибо с ливановыми и профурсенками - перспектив нет и не будет...
  • +0.04 / 2
  • АУ
 
 
  Миклухо ( Слушатель )
13 сен 2014 15:39:20

Почти сорок лет назад стало очевидно, что реформа школьного математического образования ошибочна, но "воз и ныне там".
Между тем имеются примеры более разумного отношения к образованию. Правда не в наших пенатах. 


Тридцать лет подряд огромные деньги направляются на оснащение российских школ вычислительной техникой, количество которой обратно пропорционально качеству образования. Между тем в "Силиконовой долине":

НУЖНЫ ЛИ КОМПЬЮТЕРЫ НАШИМ ДЕТЯМ?


Технический директор eBay отправил своих детей в школу без компьютеров. Так же поступили сотрудники и других гигантов Силиконовой долины: Google, Apple, Yahoo, Hewlett-Packard. Эта школа имеет очень простой старомодный вид – доски с цветными мелками, книжные полки с энциклопедиями, деревянные парты с тетрадями и карандашами. Для обучения в ней используют привычные, не связанные с новейшими технологиями инструменты: ручки, карандаши, швейные иглы, иногда даже глину и др. И ни одного компьютера. Ни одного экрана. Их использование запрещено в классах и не поощряется дома.


Ученики 2 класса, стоя в кругу, повторяли за учителем стихотворение, одновременно играя с мешочком, наполненным фасолью. Цель этого упражнения – синхронизировать тело и мозг.

В прошлый вторник в 5 классе дети вязали на деревянных спицах небольшие образцы из шерсти, восстанавливая навыки вязания, полученные в младших классах. Этот вид деятельности, как утверждает школа, помогает развитию способности решать сложные задачи, структурировать информацию, считать, а также развивает координацию.

И это в то время, когда по всему миру школы торопятся оснастить свои классы компьютерами, а многие политики заявляют, что не делать этого – просто глупо. Интересно, что противоположная точка зрения получила широкое распространение в самом эпицентре высокотехнологичной экономики, где некоторые родители и педагоги дают понять: школа и компьютеры не совместимы.

Приверженцы обучения без IT-технологий уверены, что компьютеры подавляют творческое мышление, подвижность, человеческие взаимоотношения и внимательность. Такие родители считают, что когда будет действительно нужно познакомить своих детей с последними технологиями, у них всегда будут для этого требующиеся навыки и необходимые возможности у себя дома.

Пол Томас, бывший учитель и профессор Университета Фурмана, написавший 12 книг об образовательных методиках в государственных учреждениях, утверждает, что для образовательного процесса лучше, если компьютеры используют как можно меньше. «Образование – это прежде всего человеческое переживание, получение опыта, — говорит Пол Томас. – Технология только отвлекает, когда нужны грамотность, умение считать и способность критически мыслить».

Когда сторонники оснащения классов компьютерами заявляют, что компьютерная грамотность необходима, чтобы противостоять вызовам современности, родители, считающие, что компьютеры не нужны, удивляются: зачем спешить, если все это так легко освоить? «Это супер легко. Это примерно так же, как научиться чистить зубы, — говорит мистер Игл, сотрудник Силиконовой долины. – В Google и подобных местах мы делаем технологии настолько тупо простыми, насколько это возможно. Не вижу причины, по которой ребенок не сможет освоить их, когда станет старше».

Сами же ученики не считают себя обделенными высокими технологиями. Они время от времени смотрят фильмы, играют в компьютерный игры. Дети говорят, что даже разочаровываются, когда видят своих родителей или родственников, опутанных разными устройствами.

Орад Камкар, 11 лет, рассказал, что недавно ездил в гости к двоюродным братьям и сестрам и оказался в окружении пяти человек, которые играли со своими гаджетами, не обращая на него и друг друга никакого внимания. Ему пришлось трясти каждого из них за руку со словами: «Эй, ребята, я здесь!»
Фин Хейлиг, 10 лет, отец которого работает в Google, говорит, что ему нравится учиться с карандашами и ручками больше, чем с компьютером, потому что он сможет увидеть свой прогресс в развитии спустя несколько лет. «Через несколько лет я смогу открыть свои первые тетради и увидеть, как я раньше плохо писал. А с компьютером это невозможно, там все буквы одинаковые, — говорит Фин. – Кроме того, если уметь писать на бумаге, то можно будет писать даже если на компьютер прольется вода или отключат электричество».
http://www.liveinternet.ru/users/wolfleo/post336170193/
В очкахСразу вспомнился мне 1985 год (1986?). Я готовился НАЧАТЬ преподавать информатику (безмашинный вариант) с сентября месяца. На всю область имелся один (может и два) класс, оснащённый компьютерами: допотопные "Агаты".


Вдруг прилетает возбуждённый директор школы: "Палыч, кричи УРА!!!". 


Оказалось, что выделяют 10000 рублей на оснащение кабинета информатики Бъющийся об стену... калькуляторами двух сортов. Десяток громоздких бухгалтерских и столько-же инженерных, стоимостью по 120 рублей (более половины средней зарплаты) каждый.


Я пытался объяснить, что, для преподавания предмета, намного меньший вред принесёт оснащение кабинета зубоврачебными креслами и щитками для электросварочных работ.МолящийсяИстеричный Тщетно.


Чиновничья братия не обращала никакого внимания на разумные доводы. Крупная бригада опытных специалистов переоборудовала калькуляторы с 220 Вольт на более низкое напряжение и установила их на столы. Более глупого примера закапывания денег я не знаю. 


Калькуляторы только отвлекали детей и были абсолютно бесполезны для учебного процесса.


Через два года абсолютно невостребованные калькуляторы были демонтированы. Кричащий
  • +0.04 / 2
  • АУ