Российская наука, образование и перспективы.
493,150 1,660
 

  Vedmed ( Слушатель )
12 сен 2014 08:58:11

Тред №810108

новая дискуссия Дискуссия  460

А меня вот какой вопрос интересует. В связи с переходом на "Болонскую систему", у нас массовые сокращения в ВУЗе. Один год учебы выпадает (бакалавры учатся четыре), а магистры своими часами не компенсируют потерю студентов-специалистов. Ректорат старается сохранить, в первую очередь, преподавательский состав, в результате, основной удар пришелся по обслуге - шоферам (теперь с экспедициями будет напряг), айтишникам (начнутся пробуксовки с функционированием компов и прочей оргтехники), ну и т.д. Финансирование настолько упало, что пришлось резать зарплаты и преподам, со ставки до 0,8-0,9, а кого и вовсе увольнять, передавая их часы оставшимся. Т.е. нагрузка та-же или больше, а получает народ, в результате, меньше. Плюс слухи ходят о скорой дополнительной "оптимизации" персонала. Так вот, это везде так, или только нам повезло?
Примерно с 2009-2010 все хреновей и хреновей работать. Кратно добавилось бумажной писанины, что характерно, никому, кроме проверяющих ВУЗ чиновников, не нужной. Конкурсный срок сократился с пяти до трех лет, теперь каждые три года канитель со сбором документов, заседаниями и выборами на должность. Зарплата не успевает за инфляцией, а нагрузка увеличивается. Уже трясти начинает при словах "реформа образования", хочется возопить: "Да оставьте вы нас в покое! Дайте нормально работать!". 
Сейчас вот еще факультеты и кафедры объединили, чтобы сэкономить на ставках деканов и завкафов. А ведь на носу аттестация и, связанный с ней, кипешь по переделке документов. Невероятно задрала перманентная реорганизация и бессмысленная движуха. Конечно, часть ее продуцируется местным начальством, но причина то - сокращение финансирования и идиотские инициативы минобра.
В общем, интересует, у кого как переход на "Болонку" состоялся? И как оно живется в последние годы?
  • +0.00 / 0
  • АУ
ОТВЕТЫ (12)
 
 
  Dobryаk ( Практикант )
12 сен 2014 16:44:37
Сообщение удалено
Dobryаk
12 сен 2014 20:46:02
Отредактировано: Dobryаk - 12 сен 2014 20:46:02

  • +0.00
 
  TAU ( Слушатель )
02 ноя 2014 04:02:01

1. Увы, не только Вам "повезло"... Живется аналогично. Сплошная бумага, "показатели эффективности" и переаттестация даже не раз в три года - ежегодно (!), "рейтинги" и всякая подобная муть - преподавать собственно некогда, увы, не говоря о науке (хотя при этом в показателях требуют публикаций, причем в изданиях индексируемых зарубежными базами...)...
2. Будучи участником международного проекта, специально посвященного бакалавриату в области инженерных наук, могу засвидетельствовать свои впечатления от информации, полученной в Москве, Бостоне, Швеции от представителей многих стран (Франции, Германии, Великобритании, США, Швеции, Финляндии, Дании и пр.). Подготовить нормального инженера за четыре (а в Англии бакалавриат даже три!) года нельзя. И переход на "болонку" - не больше и не меньше, чем подрыв системы высшего образования в нашей стране...
  • +0.02 / 1
  • АУ
 
 
  Удаленный пользователь
02 ноя 2014 16:29:18

Учитывая что в советской инженерной пятилетке один день в неделю приходился на военную кафедру, плюс какой-то процент на марксизму-ленизму и прочую ахинею не имеющую отношения к специальности то в 4 года уместиться можно.
  • +0.02 / 1
  • АУ
 
 
  PoliAndrey ( Слушатель )
09 ноя 2014 16:23:28

Увы, аналогично. За последние 3-4 года количество бумаг в преподавании увеличилось раза в 2-3. Мы ещё и аттестацию ВУЗа проходили. Раз в неделю заседание кафедры по поводу переаттестации, график что делается, сообщения, что тот, кто подведёт ВУЗ, будет беспощадно уволен. А как перенесли аттестацию с февраля на декабрь... Дошло до того, что иду по административному этаже, стоит молодая женщина и улыбается. А у меня внутри мысль: "Как она МОЖЕТ улыбаться, если осталось две недели до аттестации!?"
Добавляется число граничных условий (внешних требований к преподаванию и преподавателю), зачастую противоречивых и невыполнимых. Это определенно ухудшает качество преподавания, особенно, если требования выполнять.
На мой взгляд, не хватает стратегичности, хотят сразу, плюс мелочная опека в чиновничьем стиле. У власти в ВУЗах именно, что чиновники и политики
  • +0.07 / 3
  • АУ
 
 
 
  Vedmed ( Слушатель )
11 ноя 2014 17:41:38

Что особенно напрягает, эти бумаги никому не нужны. Все делается для галочки, но в таком объеме, что только этим и приходится заниматься. Ну ладно рабочие программы, еще понимаю, но переделывать их каждые полгода это мракобесие. А кому нужны паспорта компетенций, разнообразные оценочные средства, УМК и УМКд, на кой ляд вообще сдался этот компетентностный подход? Чем были плохи знания, умения и навыки? Тем более, что теперь мы расписываем эти самые знания, умения и навыки в паспортах компетенций. В итоге, вместо того, чтобы разработать новое и современное учебное пособие, приходится сверять в табличках, какая тема за какую компетенцию отвечает, составлять описи, протоколы, вникать в "методы активного обучения" и прочую "педагогическую" чушь.
Нет, я не против использования тех же элементов активного обучения, я против зарегламентированности процесса преподавания. Ну напишу я, что данная тема подается, как лекция-визуализация или лекция-информация, что от этого изменится? Мне что, теперь не выходить за рамки и работать строго в указанном в бумажке ключе? А если я нашел новый материал и хочу подать его в другой форме, бежать вприпрыжку и сначала править бумажку, и только потом (если бумажку заверят на заседании кафедры) вносить новый элемент в лекционный курс? Маразм.
В общем, я не вижу ровно никакой необходимости в доскональном оформлении всего и вся, один вред. Это время, это труд, это нервы, это работа вникуда.
Пару слов по аттестации преподов. И до нас докатилось. В этом году даже профессоров избирают на ОДИН год. Надо видеть наши заседания ученого совета... ИзбираетсяТакой-тоНаТакую-тоДолжность, КтоЗаПротивВоздержался? Люди руки только на "...жался" успевают опустить. По 50-60 конкурсников за раз пропускают, а ведь еще и другие вопросы надо решать.
По поводу высказывания Путина, насчет "прекратите принимать идиотов в ВУЗы". Если их прекратить принимать, придется из этих самых ВУЗов массово увольнять преподов, теряя, таким образом, научный и технический потенциал. Заодно это окончательно поставит крест на престиже профессии преподавателя, приравняв его к понятию "неудачник".
Резюмируя. Никогда не относил себя к всепропальщикам, но должен константировать, положение в сфере высшего образования с каждым годом все дальше и дальше от идеала. Будем надеяться на перемены, но, пока не подвинут от руля ВШЭ и нынешних чинуш минобра, надежды на положительные изменения, прямо скажем, мало.
  • +0.07 / 3
  • АУ
 
 
 
 
  Миклухо ( Слушатель )
12 ноя 2014 00:22:15

Есть примеры более ответственного отношения ВУЗа к качеству абитуриентов:

Цитата: ЦитатаЕсли отдельные вузы поправили ситуацию, добрав абитуриентов с юго-востока Украины или Крыма, то других не спас и такой механизм. Завышение проходного балла ЕГЭ техническими высшими школами по профильным предметам - физике и математике - вылилось в существенное снижение конкурса на места, а в отдельных случаях даже закончилось недобором. В частности, Самарский государственный аэрокосмический университет (СГАУ) недобрал 94 студента.....

 Качество поступивших студентов для нас важнее их количества. Такая стратегия соответствует принятой в вузе дорожной карте по вхождению в топ-100 мировых университетов. 


http://www.63media.ru/press/10.11.2014/202651/
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
  globagast ( Слушатель )
12 ноя 2014 11:53:39

Это пример сочетания плохой работы приемной комиссии ВУЗа и малого количества выпускников.
Качество поступивших студентов для нас важнее их количества - хорошая мина, не более. Просто не нашли детей. Нашли бы - зачислили бы и с математикой 30 и физикой 40.
И это не абстрактные фантазии, сам последние 2 года отработал в приемке.
  • -0.02 / 1
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  Миклухо ( Слушатель )
12 ноя 2014 12:42:54

Надеюсь Вы не огорчитесь, если я продолжу настаивать на своей точке зрения:   
Это пример более ответственного отношения ВУЗа к качеству абитуриентов.   
Вот здесь  статистика приёма. 
 Балл самого слабого из зачисленных по результатам ЕГЭ 2014 в бауманский -- 41,7 ; в питерский универ гражд. авиац. -- 39,7 ; в нашем случае -- 50 ;
Уверен -- порог выставили высоким осознанно. Улыбающийся
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  prescriber ( Слушатель )
12 ноя 2014 16:38:34

Разница между 50 и 40 несущественна. В принципе можно наверно провести корреляцию между баллами по ЕГЭ и баллами IQ. 
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
  Миклухо ( Слушатель )
12 ноя 2014 17:53:22

Молящийся
Разница КОСМИЧЕСКАЯ.
По физике я уже сравнивал 55 и 46 баллов. Нетрудно сравнить 40 и 50:
Один человек вам скажет: "Подумаешь 10 баллов из 100 -- ерунда."
Другой, поумнее, уточнит: "Разница на 20% -- мелочь."

"Это не ерунда, это совсем даже не ерунда, дружище ..."

Итак: физика 50 баллов.

Надо набрать 23 первичных балла из 33. Надо решить части А и В на 70%, допустив несколько ошибок. Это титанический труд подготовленного ученика -- выбрать из 29 заданий 22, которые сможешь решить. 
Набрать 50 баллов смог бы крепкий выпускник-троечник советских времён. Играя в угадайку, таких баллов никогда не набрать.

Физика 40 баллов.

Надо набрать 14 первичных баллов из 33. Решить надо на 7-8 баллов. Остальные 6-7 гарантирует обыкновенная угадайка. Выбрать из 29 заданий 6 знакомых, самых лёгких, которые там есть в таком количестве -- лёгкая прогулка для любителя халявы. 
Набрать 40 баллов смог бы восьмиклассник-двоечник советских времён.

Как видим разница в 10 баллов далеко не 20% и даже не в 3 раза (23/7), а целая пропасть.

По математике пропасть подобной же величины. Ликбез. 

Снял АУ.
  • +0.08 / 4
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  Vedmed ( Слушатель )
13 ноя 2014 02:09:39

Порежут ставки за недобор, всего и делов. Государство платит по головам. Мало студентов - шишь вам, а не финансирование. Если есть иные источники денежных средств, тогда можно поднять планку. Для тех же, кто сидит главным образом на бюджете, недобор равносилен увольнению. 
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
  TAU ( Слушатель )
12 ноя 2014 18:23:34

Вот именно!
А еще они хотят, чтобы мы успевали неведомым образом наукой заниматься (очевидно - по ночам), и главное - публиковались в зарубежных журналах, индексируемых WoS и Scopus... вот такое "преклонение" перед Западом (отечественных журналов в этих индексов весьма мало, просто в силу исторических причин - их рейтинг, свое они знают - но, поди ж ты, для "показателей эффективности" в наших университетах нужны публикации индексируемые на Западе)
  • +0.02 / 1
  • АУ