Тред №81626
новая дискуссия
Дискуссия
818
Приложение №»1
Краткий обзор состояния национальных систем образования в некоторых странах (Китай, Южная Корея, Мексика, Великобритания, Германия, США).
Китай
В начале 80-х годов КНР столкнулась с нехваткой квалифицированных кадров для своей начавшей создаваться высокотехнологичной отрасли. Поэтому в рамках Реформы Образования в 1985г. был принят Закон об обязательном бесплатном начальном образовании. С начала 90-х годов бесплатным стало уже базовое школьное 9-ти летнее образование. Структура образования:
Среднее образование - 9лет;
Специальные учебные программы (аналог нашей старшей школы) - 2-3
года;
Бакалавратура - 4-5 лет;
Магистратура - 2-3 года.,
Специальное образование и высшее тем не менее остается платным и в среднем год обучения стоит —$1,500. Для выходцев из бедных семей и для талантливых детей действует система льгот, а для некоторых освобождения от оплаты. Судя по всему данный процент не так велик, поскольку только 4% (1млн.) детей соответствующего возраста получают образование в вузах. Основные параметры: - ВВП (2003г.) составил ~$ 1,400 млрд.,
финансирование науки и образования -3% от ВВП (~$42млрд.),
население —1.2 млрд.
число школьников 140 млн , число студентов 12млн.. (2002г.)
Доход надушу населения - -$1,150
Расходы на науку и образование в пересчете на одного учащегося
(школьники + студенты) - -$300
Количество вузов -1000
Идет также существенное усиление высшего образования. Лаборатории в
массовом порядке оснащаются лучшей техникой. А для развития новых
прорывных или усиления существующих научных направлений приглашаются
лучшие ученые с выплатой им зарплат на уровне американских. Это действует
специальная государственная программа.
Еще одним показателем повышенного внимания к естественно научной области
явлется план введения преподавания геометрии с первого класса.
Между КНР и Россией действует соглашение о взаимном признании
документов об образовании.
В качестве показателей уровня развития технологий можно привести:
Космическая программа -• в 1970г. первый спутник, в 2003г. первый пилотируемый орбитальный полет, есть четкие планы по созданию собственной орбитальной станции;
4
-Идет бурное развитие микроэлектроники, есть планы по написанию собственной ОС как конкурента MSW, и так далее;
-Активно идет развитие генной инженерии и биотехнологий;
-Создается технологическая база для модернизации вооруженных сил.
Китай стремится стать полностью независимым в области высоких технологий.
Южная Корея
С начала 2002 года 9-ти летнее образование стало бесплатным. Структура образования:
-Начальная школа — 6 лет;
-Средняя школа - 3 года;
-Средняя школа повышенной ступени - 3 года;
-Бакалавратура - 4 года;
-Магистратура- 2-3 года.,
В 1994г. начался процесс аттестации вузов. Перед поступлением в университет сдаются единые экзамены и на основе набранных баллов происходит зачисление.
Год обучения в университете стоит ~$1,500—$4,500 в зависимости от рейтинга вуза. Зарплата преподавателя вуза -$2,000/мес. Затраты на науку и образование -20% бюджета. Основные параметры:
- ВВП (2002г.) составил -$500 млрд.,
-финансирование науки и образования -2,8% от ВВП (~-$14млрд.),
-население ~50млн.
-число школьников 5,3 млн. + студентов 2.9 млн.
-Доход на душу населения - -$10,000
-Расходы на науку и образование в пересчете на одного учащегося (школьники + студенты) - -51,500
-Количество вузов -500
Показатель уровня технологий: - наличие полного цикла производства микроэлектроники различного назначения; - сильно развита машиностроительная отрасль; - есть планы создания ВМФ "Открытого моря".
Согласно отчету ORCD (Организация по экономическому сотрудничеству и развитию) «Взгляд на образование», не смотря на весьма скромный уровень финансирования в абсолютном выражении, Южная Корея имеет один из наивысших показателей по уровню знаний в математике (а также Япония и Нидерланды).
Мексика
По закону, начальное образование бесплатное, однако только 9% начавших заканчивает обучение на этом уровне (влияет видимо очень низкий уровень доходов населения).
Структура образования:
-начальное образование - 6 лет;
-Средняя школа - 5 лет (обучение платное, -26 млн. чел.); Высшее образование (обучение платное, ~1млн. чел.):
-Бакалавратура - 4 года;
-Магистратура - 2 года.
Согласно наблюдениям наших преподавателей, работающих в Мексике, средне и хорошо успевающему школьнику и студенту достаточно легко получить государственный кредит на получение образования в том числе за рубежом.
Средний доход университетского профессора ~$1,500-5,000/мес.
Действует унифицированная рейтинговая система оценки знаний.
Численность населения -ЮОмлн. Затраты на образование составляют -20%
бюджета.
Основные параметры:
- ВВП (2002г.) составил - $640млрд,
-финансирование науки и образования -4 % от ВВП (-26$ млрд.),
-население ~100млн.
-~26 млн. школьников + ~1млн. студентов
-Доход на душу населения - -$6,400
-Расходы на науку и образование в пересчете на одного учащегося
(школьники $860, студенты $3800) - -$1,500
Столь высокий процент бюджетных средств - 15-20%, направляемых на финансирование образования и науки, кроме Мексики, наблюдается еще в Южной Корее и Норвегии.
В Мексике с конца 80-х годов действует государственная программа существенного улучшения образования. Финансируется государством очень щедро. Многие российские ученые сейчас преподают и ведут научные работы в мексиканских университетах.
Неформальные наблюдении.
Учитывая очень тесные связи Мексики и США в области образования и науки в последние несколько лет, небольшой размер государственного бюджета Мексики, крайне сильное политическое влияние США на Мексику, усиленное кредитование государственного бюджета Мексики со стороны международных финансовых институтов и США, можно предположить, что ситуация с резким усилением образования задумана и проводится США с целью создать источник недорогой, квалифицированной научной рабочей силы для нужд своей экономики. Тем более, что поток такой силы со стороны Китая резко уменьшился, вследствие собственной масштабной реформы образования и развития высокотехнологичных отраслей. Потребности мексиканской экономики в квалифицированных кадрах, невысоки. В Мексике сейчас нет масштабных программ технологического перевооружения.
Великобритания
Основные параметры:
-ВВП (2002г.) составил ~ $1,400млрд,
-финансирование науки и образования -4,9 % от ВВП (-$70 млрд.),
-население -60 млн. человек
-5 млн. школьников + 1,8 млн. студентов
-Доход на душу населения - -$17,500
-Расходы на науку и образование в пересчете на одного учащегося
$10,000
Германия
Структура образования:
-начальное образование - 4 года;
-Средняя школа - 6 лет ;
-Средняя профильная школа - 3 года Высшее образование:
-Бакалавратура - 4 года;
-Магистратура - 2 года.
Количество вузов -300. Основные параметры:
- ВВП (2003г.) составил ~ $1,040млрд,
-финансирование науки и образования -4,2 % от ВВП (~$40 млрд.), -население ~80млн.
- 5 млн. школьников +1.8 млн. студентов Доход на душу населения
- ~$13,000 Расходы на науку и образование в пересчете на одного учащегося - -$6,000
США
Количество университетов -3700.
Затраты на образование составляют - 6.4% ВВП (~$510млрд.) (4.8%
государственные расходы, 1.6% - частные).
Средняя зарплата преподавателя в школе -$2,500.
Основные параметры:
-ВВП (2002г.) составил - $8,000млрд,
-финансирование науки и образования -6,4 % от ВВП (-S510 млрд.),
-население- 250млн.
-~ 46 млн. школьников + -15 млн. студентов
-Доход на душу населения - -$32,000
-Расходы на науку и образование в пересчете на одного учащегося
(школьники $4,600, студенты $20,000) - -$8,400
Особые замечания
Иностранные наблюдатели-специалисты в области образования и науки отмечают крайне низкий уровень дошкольного и школьного (по российской терминологии) образования в области естественных наук в США. Данный факт также подтверждается выводами комиссии сенатора Гленна в 2000г. - «В век, которым управляет необходимость беспрестанного научного и технологического прогресса, уровень нынешней подготовки, получаемой
учащимися в Соединённых Штатах по математике и естественно научным дисциплинам, является недопустимо низким.»
Не смотря на самые большие деньги, в абсолютном выражении, направляемые на нужды образования, система среднего образования в области естественных наук продолжает оставаться весьма посредственной, что говорит о крайне низком КПД системы среднего образования США.
При этом уровень подготовки студентов в университетах, а также уровень научных работ в естественных науках продолжает оставаться более чем приличным, что объясняется фактической «скупкой» как преподавателей и студентов, так и научных работников со всего мира. Число коренных американцев в этих науках является очень незначительным.
Вывод: система дошкольного и школьного образования в США в области естественных наук имеет крайне низкий уровень подготовки учащихся. Слепое копирование американской системы в условиях современной России недопустимо.