Удаленный пользователь | |
18 окт 2014 22:10:40 |
Цитата: ЦитатаО культурных революциях в России и в мире
1. Верньер от Воланда
В данном случае речь пойдет не о толкованиях притч и романов в романе, а образ из 22 главы «При свечах» просто используем для иллюстрации. Как уже было сказано, это для современников Булгакова хрустальный глобус в кабинете Воланда был фантастикой, а нам это привычно: встал с утра, не глядя, ткнул кнопку компьютера, умылся, и вот уже с чашечкой кофе сам выбираешь масштаб наблюдения за мировыми процессами.
Можно подкрутить верньер «глобуса» до той самой фотографии убитой матери с младенцем из Горловки, а можно наоборот – взлететь над облаками и окинуть взглядом всю мировую «шахматную доску». И не только можно, но и нужно видеть политику на всех уровнях – от глобального до локального, если есть желание хоть как-то разобраться. В общем, и этот эпизод из романа-пророчества не только сбылся в виде иллюстрации технологий миллениума, но должен читаться и как притча – и тогда хрустальный глобус станет методологией психолого-исторического анализа.
Не стану утверждать, что в наших руках тот самый искомый «глобус», но как попытку приблизиться к идеалу прошу зачесть. В любом случае «дело ясное, что дело темное» – эта самая политика, если ее не рассматривать как иерархию контекстов – от Большой Игры на клетках, образуемых параллелями и меридианами глобуса, до положения на конкретных фронтах политической, в том числе военной, борьбы.
Не стану утомлять неподготовленного читателя такими определениями исторического процесса как «четырехмерный фрактал» во времени-пространстве. Нам вполне хватит упрощенной модели сугубо политических процессов как «матрешки», вложенной одна в другую. Самая большая «матрешка» – это всемирно-исторический процесс, отражающий становление мировой цивилизации и соответствующего сообщества культурной элиты в широком смысле.. Чуть поменьше «матрешка» глобального политического процесса, охватывающего политический класс и столичные элиты всех мировых держав. Здесь субъекты – сообщества наций, а масштаб - геополитические континенты. Еще меньше «матрешки» континентальных политических процессов – европейского, евразийского, североамериканского с субъектами – политическими нациями. И далее до уровня национальной, региональной и местной политики, где субъекты – политические группы.
Если сосредоточиться на одном уровне и только его отслеживать, как сейчас мы внимательно отслеживаем события на Донбассе и в Киеве, то легко перепутать причины со следствиями. Вернее, так – некоторые из следствий можно принять за причины по причине того, что эти события произошли чуть раньше других. Однако эта аберрация восприятия как раз и связана с отсутствием «верньера», потому что причины политических событий всегда лежат уровнем выше, а ниже – только следствия. Другое дело, что на более высоком уровне причины созревают в том числе из-за технологических и экономических кризисов, ведущих от нижних уровней и соседних субъектов, но сразу от всех, и эти кризисные волны только в политической сфере фокусируются, а потом происходит локализация разнородных проявлений кризиса и трансляция политики сверху вниз. Опять прошу прощения за теоретические экскурсы для обоснования важного тезиса.