Проблема исламизированных армян существует и в СирииВ последнее время актуализируется проблема исламизированных армян, особенно проживающих в Турции. Однако они есть и в некоторых арабских странах, в том числе в Сирии. Об этом рассказывает пресс-секретарь Берийской армянской епархии, общий споксмен армянских Апостольской, Католической и Евангелистской общин Сирии Жирайр РЕИСЯН на страницах журнала “Армяне сегодня”.…Проблема исламизированных армян существует в Турции — они были исламизированы насильственно — и в арабском мире, особенно в Сирии. Среди них есть и так называемые “потерянные” армяне, и исламизированные, но прекрасно помнящие свои корни, свою национальную принадлежность.
Началось все в годы геноцида, когда добравшихся со стороны пустыни Дейр Зор и района Джезире армян-беженцев поддержали арабские племена. Немало молодых арабов брали армянок-беженок в жены, их дети впоследствии с гордостью вспоминали, что их мать была армянка.
Были случаи, когда арабские племена спасали армянских сирот и растили как родных в своих семьях. Им говорили: мы тебя вырастили, сделали членом нашей семьи, дали те же права, что и нашим детям, однако знай — твои корни армянские, и наше желание, чтобы ты избрал спутником жизни одного из своих соотечественников. Следовательно, у них не только бабушка была армянка, а и отец, и мать. Их дети хотя и носят сегодня арабские имена и исповедуют ислам, помнят, что и отец, и мать были армянами.
Встречаются села, где проживают только армяне по происхождению. Так, племя Баггара в районе Дейр Зора когда-то выделило маленькие села женщинам и мужчинам армянского происхождения. Одно из таких сел — Атли. Его жители знают, что имеют армянские корни со стороны и отца, и матери, и если они помнили фамилию отца или матери, пытались ее сохранить. Например, в Атли живет человек по имени Мухаммед Карапет. Людей с подобными именами в Атли много. Они арабы, исповедуют ислам, но при случае говорят: да, мы часть племени Баггара, но у нас армянские корни. Когда молодые люди в Атли достигают брачного возраста, их непременно женят на им подобных, чтобы сохранить этническую принадлежность.
Другой пример. В районе Джезире есть община Аширет эрмени шатат. Аширет означает племя, эрмени, понятно, армянин, шатат — разбросанное. Уже само название говорит о сущности общины. Фактически она сформировалась из армян, которые, подобно арабам-бедуинам, исповедуют ислам, однако, зная о своих армянских истоках, назвали свою общину Аширет эрмени шатат.
Такова история исламизированных армян, проживающих в арабском мире, армян, первым пристанищем которых после геноцида стала Сирия.
Не так давно мы побывали в комплексе Наатакац Дейр Зора (комплекс уничтожен исламистами ИГИЛ — “НВ”).
Иерей, указав на молодых людей, сказал, что они хотят побеседовать с нами. Я подошел и спросил, чем можем быть полезны. Ответили, что они армяне по происхождению и хотят войти в этот мемориальный комплекс, но не осмеливаются, поскольку исповедуют ислам. Группа была из Атли. Я сказал им: конечно, можете, даже если бы не было этих корней, все равно можете войти. Они вошли в церковь, помолились, спустились в зал, где выставлены документы, свидетельствующие о геноциде, затем взволнованно спросили: как им поступить, если захотят вернуться к своим армянским корням.
В Сирии и исламских странах это звучит весьма странно, потому что если кто-то, исповедующий ислам, отказывается от веры, он достоин смерти. Я им сказал: “Мы рады, что вы не забыли свои корни, свою этническую принадлежность, однако вы и сами знаете, что подобный шаг опасен. Сохраните свою армянскость, мы же сохраним родственные чувства по отношению к вам, все прочее оставим на будущее, — посмотрим, что оно принесет”.
Но рядом с такими есть совершенно потерянные люди, которые ничего не помнят или не знают о своем происхождении. Конечно, возвращение к корням следует приветствовать, заботиться о таких людях, уделять им внимание, но в то же время надо быть крайне осторожными. Принимать их восторженно с распростертыми объятиями неверно, поскольку возможны нежелательные последствия.
«Новое время»