Большой передел мира
260,479,145 514,573
 

  mn01 ( Эксперт )
04 ноя 2014 19:41:53

Тред №838895

новая дискуссия Дискуссия  270

О внешних и внутренних угрозах экономической безопасности России в условиях агрессии США

Часть 4

Сергей Глазьев, академик, советник президента России

7. Создание системы обеспечения экономической безопасности и управления развитием России.

Перечисленными выше мерами далеко не исчерпываются требования по обеспечению экономической безопасности, состояние которой является неудовлетворительным.

Результаты измерений показателей социально-экономического положения России по отношению к предельно-критическим значениям, установленным в результате научных исследований, свидетельствуют о неудовлетворительном состоянии социально-экономической безопасности (предельно критическим считается такое значение показателя, выход за границы которого свидетельствует о возникновении угрозы функционированию экономики и жизнедеятельности общества вследствие нарушения нормального течения отражаемых этим показателем процессов).

Ниже приведены оценки фактического состояния показателей, отражающих воспроизводство и способность к развитию социально-экономической системы России в сравнении с предельно-критическими значениями. При этом красным выделены те их соотношения, которые требуют управленческого воздействия со стороны органов государственной власти.

Таблица 6. Оценки, характеризующие конкурентоспособность российской экономики
 


 
Предельно критическое значение
Фактическое состояние
2013 г.
 
Соответствие
Доля инновационно-активных предприятий (%)
40
10,1
В 4 раза хуже
Доля продукции обрабатывающей промышленности в экспорте (%)
50
23
В 2,17 раза хуже
Отгруженная инновационная продукция (% ко всей промышленной продукции)
15-20
8,9
В 2 раза хуже
Доля новых видов продукции в общем объёме машиностроительной продукции (%)
7
2,6
В 3,7 раза хуже
Расходы на научные исследования (% к ВВП)
3
1,5
В 2 раза хуже
Удельные показатели энергопотребления (т нефти на тыс. долл. ВВП):
 
 
 
общие затраты энергоресурсов
0,15
1,65
В 11 раз хуже
затраты электроэнергии
0,02
0,17
В 8,5 раза хуже
затраты нефти и газа
0,1
1,16
В 11,6 раза хуже
Потери полезных ископаемых в процессе добычи (% к общему объёму)
3-8
10-65
В 3,3-8,1 раза хуже
Среднегодовой темп прироста производительности труда (%)
6
3
В 2 раза хуже
Удельный вес российской высокотехнологической продукции на мировом рынке (%)
3
0,3
В 10 раз хуже
Доля интеллектуальной собственности в стоимости бизнеса (%)
25
10
В 2,5 раза хуже
Доля государственных расходов на экологию в ВВП (%)
5
0,8
В 6,3 раза хуже
 


Таким образом, из наиболее очевидных острых вопросов, требующих немедленных решений, следует выделить: удручающее состояние инвестиционного сектора, прежде всего – станкостроения, приборостроения, электронной промышленности; деградацию научно-технического потенциала вследствие многократного недофинансирования НИОКР и фактической ликвидации отраслевой науки и проектных институтов в ходе приватизационной кампании; дезорганизацию фундаментальной науки вследствие ее административного зажима в результате реформы РАН; нарастающее технологическое отставание в ключевых направлениях роста нового технологического уклада (нано-, биоинженерные и информационные технологии); чрезмерная зависимость от иностранной техники в критически значимых отраслях (авиационный транспорт, лекарства, информационно-коммуникационное оборудование).

Для преодоления закритической внешней зависимости от импорта иностранной техники необходимы крупномасштабные программы импортозамещения, сбалансированные по материальным, финансовым и трудовым ресурсам. Это невозможно сделать в рамках существующей системы регулирования экономики, в которой утрачены методы планирования, включая составление балансов, целевого программирования, научно-технического прогнозирования, системного проектирования. Необходимо развертывание системы стратегического планирования с централизацией ключевых функций на уровне Президента России.

Реализация политики импортозамещения должна вестись в рамках общей стратегии опережающего развития24экономики и начинаться с развертывания системы стратегического планирования, призванной обеспечить системное использование имеющихся у государства ресурсов для проведения модернизации и новой индустриализации экономики на основе нового технологического уклада.

Методология стратегического планирования предусматривает наличие системы долго-, средне- и краткосрочных прогнозов и выбора приоритетов экономического развития, инструментов и механизмов их реализации, включающих систему долгосрочных концепций, среднесрочных программ и планов, институты организации соответствующей деятельности, а также методы контроля и ответственности за достижение поставленных целей.

Принятый недавно законопроект «О государственном стратегическом планировании» предусматривает создание лишь некоторых элементов этой системы, главным образом – процедур подготовки соответствующих документов в рамках органов исполнительной власти.

Должны быть установлены интерактивные процедуры разработки долгосрочных прогнозов и концепций, среднесрочных программ и индикативных планов достижения согласованных и утвержденных целей развития. Целесообразно законодательно установить методы контроля и механизмы ответственности всех участников стратегического планирования на началах частно-государственного партнерства за выполнение согласованных мероприятий и задач. Особо важна интеграция в систему государственного стратегического планирования институтов развития, крупнейших корпораций, компаний и банков с государственным участием, крупных частных финансово-промышленных групп. Их совокупный производственный, финансовый и управленческий потенциал должен быть интегрирован не только при выработке стратегии, но и при ее реализации.

Следует также установить целевые показатели работы государственных институтов развития, корпораций и агентств по направлениям их деятельности, предусматривающих создание конкурентоспособных на мировом рынке производств нового технологического уклада, и ввести механизмы реальной ответственности за их своевременное достижение.

Система прогнозирования и планирования социально-экономического развития страны и её регионов должна опираться на общегосударственную правовую базу и содержать единый организационно-правовой механизм взаимодействия органов государственной власти федерального и регионального уровней, органов местного самоуправления, институтов развития, научных организаций и корпораций. Этот механизм должен обеспечивать интеграцию интересов и ресурсных возможностей всех заинтересованных сторон при разработке и реализации федеральных и региональных, муниципальных, ведомственных и корпоративных стратегических планов и программ. Субъекты Российской Федерации и муниципальные образования должны получить возможность участвовать в разработке, финансировании и реализации федеральных целевых программ, осуществляемых на их территории.

Стратегическое планирование должно ориентироваться на опережающий рост нового технологического уклада. Целесообразна разработка 5-летней программы модернизации экономики на его основе, предусматривающей меры по опережающему развитию составляющих его производственно-технологических комплексов, созданию благоприятной для этого макроэкономической среды и формированию соответствующих институтов и контуров управления.

Стратегическое планирование должно учитывать переход современного общества к экономике знаний, основным фактором роста которой является научно-технический прогресс. Вывод экономики на траекторию быстрого и устойчивого роста предполагает ее перевод на инновационный путь развития, что требует кардинального повышения роли науки как в экономике, так и в системе государственного управления.

С учетом значения системы стратегического планирования и того обстоятельства, что Правительство РФ как центральный орган исполнительной власти загружено текущими задачами и не может формулировать стратегические цели и контролировать их достижение, предлагается создать - Государственный комитет по стратегическому планированию при Президенте Российской Федерации (ГКСП РФ), наделив его следующими полномочиями:

1) Определение внутренних и внешних условий, тенденций, ограничений, диспропорций, дисбалансов, а также возможностей, включая финансовые, социально-экономического развития Российской Федерации;

2) определение путей и способов реализации приоритетов социально-экономической политики, целей и задач социально-экономического развития Российской Федерации, определенных Президентом Российской Федерации;

3) координация работ субъектов стратегического планирования по выбору путей и способов достижения целей и задач социально-экономической политики Российской Федерации, укрепления национальной безопасности Российской Федерации, обеспечивающих наибольшую эффективность использования имеющихся ресурсов;

4) формирование, на основе утвержденных Президентом Российской Федерации документов стратегического планирования, комплекса мероприятий, обеспечивающих достижение целей и решения задач социально-экономического развития Российской Федерации и укрепление национальной безопасности Российской Федерации;

5) координация действий участников стратегического планирования и мероприятий, предусмотренных документами стратегического планирования в области социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, включая направления бюджетной политики, по срокам их реализации, ожидаемым результатам и параметрам ресурсного обеспечения;
7) организация мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования; научно-техническое, информационное, ресурсное и кадровое обеспечение стратегического планирования.

Главной угрозой экономических санкций является изоляция России от доступа к новым технологиям. Если ее не нейтрализовать, через несколько лет наша экономика окажется в состоянии необратимого отставания в освоении производств нового технологического уклада, выход которого на длинную волну роста обеспечит перевооружение как промышленности, так и армии на качественно новом уровне эффективности. Чтобы не допустить этого отставания необходимо, с одной стороны, многократно увеличить ассигнования на НИОКР в ключевых направлениях роста нового технологического уклада. А, с другой стороны, обеспечить кардинальное повышение ответственности руководителей институтов развития за эффективное использование выделяемых средств. Для этого необходимо создание современной системы управления научно-техническим развитием страны, охватывающей все стадии научных исследований и научно-производственного цикла и ориентированной на модернизацию экономики на основе нового технологического уклада.

В настоящее время в Российской Федерации сложилась критическая ситуация с развитием научных исследований, осуществление технологической модернизации производства, связанной с переходом к новому технологическому укладу. Причины неблагоприятной ситуации кроются в хроническом недофинансированием развития науки, разрушении кооперации науки и производства, старении научных кадров, «утечке мозгов». Во многом они стали следствием приватизации, которая привела к разрушению отраслевого сектора прикладной науки. Осуществляемое в настоящее время реформирование РАН не затрагивает эти основные проблемы управления НТП, не предусматривает совершенствование институциональных форм и методов организации прикладных исследований, не ориентирован на развитие и внедрение высокоэффективных наукоемких технологий.

В целях реализации системного подхода к управлению НТП, сквозного и всемерного стимулирования инновационной активности целесообразно создание надведомственного федерального органа, отвечающего за разработку государственной научно-технической и инновационной политики, координацию деятельности отраслевых министерств и ведомств в ее реализации - Государственного комитета по научно-технической политике Российской Федерации (ГКНТП РФ) при Президенте России, наделив его следующими функциями:

- оценка, выбор и реализация приоритетных направлений НТП;

- формирование и проведение государственной политики в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности страны;

- координация деятельности Российской академии наук, федеральных и региональных органов законодательной и исполнительной власти, связанной с разработкой и реализацией государственной политики в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности, включая федеральные фонды, институты развития, Федеральное агентство научных организаций;

- нормативно-правовое регулирование вопросов развития науки, научно-технической и инновационной деятельности, а также регулирование в области прав на объекты интеллектуальной собственности;

- анализ содержания, уровня и инновационной перспективности проводимых в организациях с государственным участием исследований и разработок, выработка предложений по повышению их экономической эффективности;

- оценка уровня развития научно-технического потенциала, процессов модернизации производств, эффективности реализации результатов научных исследований и разработок;

- ведение системы показателей оценки эффективности деятельности государственных структур, отвечающих за финансирование и организацию научных исследований и стимулирование инновационной активности, включая институты развития;

- разработка и реализация государственной комплексной долгосрочной программы модернизации экономики и НТП;

- развитие сети венчурных и других фондов, финансирующих инновационные проекты и НИОКР, создание механизма финансирования отраслевых фондов стимулирования инновационной активности и НИОКР за счет добровольных отчислений корпораций с их отнесением на себестоимость продукции;

- содействие развитию системы подготовки научных кадров и инженерно-технических работников высшей квалификации для наукоемких отраслей экономики;

- разработка и проведение государственной политики в области международного научно-технического сотрудничества;

- развитие инфраструктуры инновационной системы России;

- содействие привлечению и использованию передовых высокоэффективных зарубежных технологий;

- стимулирование и поддержка развития предпринимательства, связанного с коммерциализацией и внедрением в производство научно-технических достижений;

- обеспечение контроля за целевым использованием средств государственного бюджета, выделяемых на финансирование научной, научно-технической и инновационной деятельности;

- пропаганда научно-технических достижений, информирование общественности по вопросам развития науки и техники в Российской Федерации;

- организация проведения государственной научно-технической экспертизы.

ГКНТП РФ должен осуществлять совместную деятельность с Российской академией наук в части формирования и реализации программ фундаментальных исследований, кодификации знаний в области технологий, реализации инновационных проектов, связанных с внедрением результатов исследований с поддержкой и развитием материально технической базы научных организаций РАН.

Охарактеризованные выше предложения по укреплению экономической безопасности страны в условиях разворачиваемой против России мировой гибридной войны ориентированы, в основном, на повышение эффективности работы государственных институтов. Наряду с этим должны поддерживаться благоприятные условия для предпринимательской инициативы и роста частной деловой активности. Кроме предложенных выше мер по формированию внутренних источников дешевого долгосрочного кредита, они должны включать проведение налогового маневра в целях переноса налоговой нагрузки с доходов от труда на рентные доходы, со сферы производства на сферу потребления предметов роскоши, а также меры по снижению издержек на услуги инфраструктурных отраслей, прежде всего – электроэнергетики, непродуманное реформирование которой повлекло многократный рост тарифа в интересах монопольных посредников.
Реализация перечисленных мер должна быть проведена в течение ближайших одного-двух лет. В противном случае эскалация экономических санкций против России повлечет разрушение замыкающихся на внешний рынок воспроизводственных контуров и резкое падение уровня доходов субъектов экономической деятельности, остановку многих импортозависимых производств, а также банкротство многих зависимых от внешних источников кредита предприятий. Это повлечет ощутимое падение уровня жизни населения, что даст возможность нашим противникам перейти к следующей фазе хаотической войны против России.

Источник
Отредактировано: mn01 - 04 ноя 2014 19:46:49
  • +3.50 / 27
  • АУ
ОТВЕТЫ (17)
 
 
  офисный планктон ( Специалист )
04 ноя 2014 19:55:23
Сообщение удалено
офисный планктон
04 ноя 2014 21:01:03
Отредактировано: офисный планктон - 04 ноя 2014 21:01:03

  • +0.00
 
 
  mn01 ( Эксперт )
04 ноя 2014 19:58:23

Улыбающийся Ну, дык, мы здесь не только для поболтать собираемся. Поэтому стараюсь постить и длинные тексты, заслуживающие внимания. Даже если и противоречия отыщутся, будет о чём поговорить.
  • +0.74 / 2
  • АУ
 
 
 
  офисный планктон ( Специалист )
04 ноя 2014 20:01:45
Сообщение удалено
офисный планктон
04 ноя 2014 21:16:04
Отредактировано: офисный планктон - 04 ноя 2014 21:16:04

  • +0.35
 
  Фракталь ( Специалист )
04 ноя 2014 20:58:44

К сожалению, времени на чтение такого большого эпоса не имею, можно ли краткое резюме по этой статье где-нибудь увидеть? 
  • +0.27 / 5
  • АУ
 
 
  офисный планктон ( Специалист )
04 ноя 2014 21:00:08
Сообщение удалено
офисный планктон
04 ноя 2014 22:01:04
Отредактировано: офисный планктон - 04 ноя 2014 22:01:04

  • +0.33
 
 
 
  Фракталь ( Специалист )
04 ноя 2014 21:03:45
Сообщение удалено
Фракталь
04 ноя 2014 22:16:03
Отредактировано: Фракталь - 04 ноя 2014 22:16:03

  • +0.36
 
 
 
 
  офисный планктон ( Специалист )
04 ноя 2014 21:05:34
Сообщение удалено
офисный планктон
04 ноя 2014 22:16:04
Отредактировано: офисный планктон - 04 ноя 2014 22:16:04

  • +0.38
 
 
  AndreyK-AV ( Специалист )
04 ноя 2014 21:30:55

Резюме, это личное отношение к сути текста. 
То есть Вы отдаете на чей то откуп будущее?
  • +0.47 / 3
  • АУ
 
 
 
  Фракталь ( Специалист )
04 ноя 2014 22:00:41
Сообщение удалено
Фракталь
04 ноя 2014 23:01:04
Отредактировано: Фракталь - 04 ноя 2014 23:01:04

  • +0.40
 
 
 
 
  AndreyK-AV ( Специалист )
04 ноя 2014 22:11:23
Сообщение удалено
AndreyK-AV
05 ноя 2014 02:16:02
Отредактировано: AndreyK-AV - 05 ноя 2014 02:16:02

  • +0.77
 
 
  Полярный лис ( Слушатель )
04 ноя 2014 22:20:09

 Ноу проблем!

1. Если Вам в виду Вашей занятости одним словом то это  "утопия".

2.Если словами "Авантюриста": то государство -- это гос.план!
То есть центральный орган планирующий траекторию развития и движения государства к цели.
И требующий исполнения предписанного с "оперативной власти", тех самых "воинов" = "яростных духом", которые явно хуже учёных, но лучше "алчных" = богатых.
При чём это всего на всего конкретная формулировка одного из принципов синергетики (современной познавательной модели) и принцип саморазвивающихся систем, кое есть Человечество.

3. Если словами современника Авантюриста -- Платона ( они если и разминулись во времени, то веков на 25-ть не более), то:
Государством должны править философы  (=учёные), а не "воины" ("яростные духом") как сегодня (предположительно в России).
Но "воины" у власти это в лучшем случае.
А обычно правят бал в современном мире через подкуп "алчные" (=богатые).

4. Если подробнее, то на Новую Парадигму с вопросом.

5. А с кого чёрта "утопия", если умный человек нарисовал  такой "красивый документик"?

А с того что никто никогда видимо власть не отдавал без боя?

Следствие:
Значит и современная Власть ("!яростных духом" и "алчных", скорее "алчных") свою власть "философам (типа Глазьева и пр. пр. читай: учёным) не отдаст.

5. Ну'с, а на практике какой-то движняк будет.
Но, этот движняк, как сквозняк: кому насморк, кому бронхит, ... ну а кого "пронесёт" по чёрному.

Но,  не будет главного: власть никто, не отдаст, а значит это будет очередной "утопией".
Как-то так.
  • +3.12 / 24
  • АУ
 
 
 
  Фракталь ( Специалист )
04 ноя 2014 22:31:34
Сообщение удалено
Фракталь
04 ноя 2014 23:46:04
Отредактировано: Фракталь - 04 ноя 2014 23:46:04

  • +0.00
 
 
 
  AndreyK-AV ( Специалист )
04 ноя 2014 22:51:51

Может и согласился бы, но
Но есть серьёзная неучтёнка,
С.Глазьев это тоже власть, притом с доступом "к телу".
  • +0.45 / 2
  • АУ
 
 
 
 
  chiv ( Слушатель )
05 ноя 2014 02:15:01

Он у "тела" уже давно и без последствий для экономики. Так что он скорее для "канализации" наших надежд там.
  • +0.06 / 3
  • АУ
 
 
 
 
 
  AndreyK-AV ( Специалист )
05 ноя 2014 02:30:17

Да?Шокированный
Вы ещё это в ТС и Евразийском союзе ляпните.Подмигивающий
Можете на хмельную голову ляпнуть украм с европейцами. На трезвую думаю поостережётесь, в неистовство впадут....Подмигивающий
  • +1.70 / 11
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  chiv ( Слушатель )
05 ноя 2014 02:41:50

Заслуги его в ТС и ЕАС прямой нет. То, что он предлагает годами - не используется. Как говорил тут кто-то - утопия.
ЗЫ. Укры из неистовства и не выпадали, а есюки - без моих вбросов впадают по неведомому закону самовозбуждения. Болеют (С) Брат2.
  • +0.87 / 6
  • АУ
 
 
  Patrol13 ( Практикант )
04 ноя 2014 22:40:44
Сообщение удалено
Patrol13
05 ноя 2014 02:46:03
Отредактировано: Patrol13 - 05 ноя 2014 02:46:03

  • +1.32