Тред №83979
новая дискуссия
Дискуссия
132
В перспективе аэростаты смогут занять нишу между наземными радарами и разведывательными спутниками. При этом отмечается, что они в десятки раз дешевле в производстве и эксплуатации, чем самолеты ДРЛО. Кроме того, к аэростатной радиоэлектронной аппаратуре предъявляются менее жесткие требования по устойчивости к вибрациям и перегрузкам. Ранее серьезной проблемой для аэростатных РЛС была относительная нестабильность их положения в воздухе, однако с появлением приемников космических систем навигации она была решена. На сегодняшний день при решении задачи обнаружения низколетящих воздушных целей с аэростатами могут соперничать лишь самолеты ДРЛО. Однако разработка последних в три раза дольше и на порядки дороже.
Конечно, у ЛА легче воздуха есть существенные недостатки. Так, от самолетов ДРЛО их отличают плохая мобильность и низкая боевая устойчивость, связанная с тем, что положение аэростатов заранее известно противнику. В то же время на фоне снижения во всем мире угрозы войны высокой интенсивности значение этого недостатка снижается.
По оценкам отечественных специалистов, до 10% рынка средств разведки и наблюдения воздушного базирования могут быть захвачены производителями аэростатов и дирижаблей. Как для любой новой продукции, в воздухоплавательной технике налицо высокая рентабельность производства. Сам аэростат сравнительно дешев: даже в таких крупных системах, как отечественные "Пума" и "Ягуар" (характеристики - в табл. 2) или американская 420К, стоимость летательного аппарата не превышает 100 тыс. долл. Конечная цена системы в основном зависит от радиоэлектронной аппаратуры и может составлять несколько миллионов долларов.
Таблица 2
Аэростаты военного назначения компании "Авгуръ"
Тип аэростата
"Пума"
"Ягуар"
Объем (куб. м)
11809
8900
Длина (м)
60,7
55,2
Полезная нагрузка (кг)
до 2200
до 1700
Рабочая высота (м)
2000-5000
1000-4000
Максимальная скорость ветра (м/сек) *на удерживающим устройстве
46
30
на рабочей высоте
30
25
Продолжительность непрерывного полета (дней)
до 25
до 30
Передача данных
по радиоканалу
Электропитание по кабель
тросу
Примечание: скорость ветра более 33 м/сек - высший (двенадцатый) балл по шкале Бофорта, соответствует тропическому урагану
Несмотря на то что аэростаты военного назначения уже есть на вооружении в США и Израиле, в открытой печати информации об экспорте подобной техники пока не появилось. Исключение одно: в прошлом году иностранные военные журналы сообщили о том, что Китай в 2003 г. введет в строй поставленный из России аэростат AU-21 "Пума", предназначенный, как официально заявлено, для "противодействия контрабанде на море". Однако специалисты, анализируя выбранное место развертывания системы - побережье провинции Фуцзянь вблизи Тайваньского пролива, полагают, что он может быть использован в системе ПВО.
Из старенького
Аэростаты военного назначения "Пума" и "Ягуар" впервые были представлены в прошлом году на международной выставке в Фарнборо на стенде двух аффилированных компаний "Авгуръ" и "РосАэроСистемы". Первая специализируется на разработке и изготовлении ЛА легче воздуха, вторая - на маркетинге. На международный рынок эту продукцию продвигает ФГУП "Рособоронэкспорт", который фактически стал первым в мире продавцом аэростатных систем. Эксперты ведущего предприятия-госпосредника высоко оценивают перспективы сбыта аэростатов и дирижаблей и намерены активно предлагать на внешний рынок воздухоплавательную продукцию ряда отечественных фирм.
К сожалению, представители названных российских фирм категорически отказываются комментировать сообщения западной прессы о китайском заказе. Представитель "РосАэроСистем" лишь заявил "НВО", что его фирма на правах головного исполнителя выполняет зарубежный контракт на поставку аэростата "Пума". Он также сообщил, что проведены переговоры о поставках воздухоплавательной техники специального назначения с 4-5 инозаказчиками. По данным "НВО", аэростатами интересовались некоторые арабские страны. Пока предметом контракта являются лишь "Пумы", однако на рынок сейчас представляется усовершенствованная версия "Ягуара".
Представитель "РосАэроСистем" отказался назвать состав радиоэлектронного оборудования экспортных аэростатов за исключением упоминания о "РЛС последнего поколения". Официально признается лишь сотрудничество с НИИ "Стрела" ("НВО" впервые написало об установке радара наземной разведки "Кредо" на аэростат в # 21 за 2000 г.). Источники "НВО" сообщают, что первоначально на "Пуму" планировалось установить модернизированный радар "Заслон" (им оснащен МиГ-31), однако позже было принято решение об использовании локатора другой фирмы. По зарубежным данным, на аэростате используется аппаратура, разработанная санкт-петербургским холдингом "Ленинец" в рамках проекта "Морской змей". Однако представители предприятия эту информацию не подтвердили, хотя и признали наличие интереса к данной тематике.
Работы над воздухоплавательной техникой имеют не только экспортную направленность. Для России с ее огромными пространствами и неконтролируемыми границами патрульные аэростаты и дирижабли могут стать оптимальной техникой по критерию "эффективность - стоимость". Причем, как полагают эксперты, их применение не ограничится контролем морских и воздушных пространств. С помощью аппаратов легче воздуха можно, например, вести мониторинг степных районов на границах с Казахстаном, где классические технологии охраны границы труднореализуемы из-за недостатка средств.
Как водится, все работы над аэростатами в рамках гособоронзаказа засекречены, однако, как стало известно "НВО", проект "Ягуар" понемногу финансирует одно из российских силовых ведомств.
По-видимому, следующим шагом будет переход от привязных аэростатов к дирижаблям, которые, помимо патрульных функций, смогут нести вооружение. Предполагается, что перспективный дирижабль, предназначенный для борьбы с подводными лодками и морскими минами, будет иметь полезную нагрузку до 15 т и сможет помимо РЛС нести опускаемую гидроакустическую станцию и соответствующий комплекс средств поражения.