Скидавай сапоги, власть переменилась!
новая дискуссия
Статья
463
Скидавай сапоги, власть переменилась!
Прогноз парламентских и президентских выборов 2007-2008
Приближаются парламентские и президентские выборы, так что пора вспомнить и уточнить прогнозы по выборам, которые я делал ранее [1], [2]. Актуальных вопросов, собственно, три - какой расклад будет в Думе, кто станет Президентом, а кто Премьером, и куда денется Путин после того, как уйдет со своего поста.
Переквалифицироваться в управдомы еще рано
Начну с конца - с составления гороскопа Путина. Сперва отфильтрую все, чем Путин не станет. Поскольку ему сосватали уже практически все мыслимые и немыслимые должности, то я остановлюсь только на тех, которые хоть на что-то похожи.
Во-первых он явно не станет главой какого-нибудь межгосударственного союза, вроде Союза России и Беларуссии, ЕвразЭС, СНГ, ШОС и т.п. Ни один из этих союзов или альянсов не является и в ближайшие 3-4 года не станет гиперактуальным геополитическим проектом, а его глава - видным публичным политиком российского и мирового значения. Путин же явно из большой политики уходить не собирается. Он мужик молодой, у него есть еще как минимум 10-12 лет для активной политической жизни и хоронить свои политические перспективы, проторчав 4 года на какой-то нафталиновой должности, ему не с руки.
Во-вторых, он не станет ни главой Газпрома, ни Роснефти, ни ОАК, ни даже гипотетического Государственного совета по промышленности, де-факто координирующего и контролирующего работу всех стратегических гигантов. Хотя Путин очень серьезно относится к промышленному развитию страны и интервенции на внешние рынки, однако он по характеру не бизнес-менеджер. А главное, такая должность неизбежно позиционирует его в России как олигарха. Ну, а как наш народ относится к олигархам, никому рассказывать не нужно. Таким образом, возглавив любую крупную экономическую структуру, Путин навсегда хоронит себя как политика.
В-третьих, Путин не возглавит гипотетический Государственный Совет, не станет Премьером и не превратится в серого кардинала без должности, вроде Дэн Сяопина, де-факто управляющего новым Президентом, как ему пророчат 90% аналитиков и журналистов. Понятно, что Путин не пойдет на неизбежный конфликт с новым Президентом, ибо даже самый близкий его друг и соратник долго не выдержит такого шизофренического раздвоения личности. Нетрудно догадаться, что он не захочет и оказаться в дураках, когда его планы по контролю нового Президента обломаются так же, как он сам обломал планы ельцинской Семьи. Но самое главное - Путин не захочет дискредитировать нового Президента в России и мире, и институт президентства как таковой. Даже если он будет держаться в тени Президента, то его реальная роль уже через три дня будет для всех секретом полишинеля. А значит к новому Президенту России дома и зарубежом будут относиться так же, как к Блэру или Качинским - как к шестеркам хозяина, с которыми и разговаривать-то не о чем. Так что такой вариант исключен.
В-четвертых, Путин не возглавит ООН, МОК, ближневосточный квартет, Общественную Палату, какой-нибудь политологический центр, союз геев и лесбиянок или любое другое такое же невразумительное образование. Поострить он конечно любит, но переход на должность штатного клоуна явно не в его планах.
Наконец, Путин не останется на третий срок. Поправив Конституцию под себя, он даст всем чиновникам и гражданам четкий сигнал, что закон - это не аксиома и что тот, у кого есть власть - любая власть, законы может исполнять по настроению. Таким образом, он разрушит все то хрупкое уважение к закону, которое ему удалось сформировать в России за 8 лет. Достаточно посмотреть на Украину, чтобы удостовериться, что так и будет. Оставшить на третий срок, Путин также серьезно подорвет свою легитимность зарубежом, что крайне негативно скажется на внешней политике и внешнеэкономической деятельности России. Далее, оставшись на президентском посту, Путин не только не укрепит стабильность, как уверяют политики, аналитики и журналисты, а напротив - продлит неопределенность. Россия все еще остается страной, где глава государства может смело сказать, вслед за Людовиком: "Государство - э то я". Т.е. 90% граждан страны все еще уверены, что от личности Президента самым существенным образом зависит их жизнь и будущее. Хороший Президент - жизнь налаживается, плохой Президент - очередная катастрофа. И сегодня люди в России боятся, что уход Путина с поста Президента может разрушить то относительно благополучие и лучшее будущее, которое у них появилось. Поэтому вся страна при Путине живет в пол силы - в пол силы работает, в пол силы рожает, в пол силы строит планы. А ну как все "возрождение" завтра закончится и все их усилия пойдут прахом? Приход к власти нового человека покажет людям, что Президент хоть и влияет на их жизнь, но уже далеко не так значительно как прежде. И люди начнут таки жить полной жизнью и смело строить планы на будущее, не мучаясь вопросом "А что будет при новом Президенте?". Наконец, Путин отлично понимает, что России все-таки необходима нормальная система ротации Президентов, а не бесконечная передача власти по наследству. Это значит, что должны пройти выборы еще 2-3 Президентов, чтобы наконец институт выборов окончательно заработал и вероятность появления во власти непойми кого стала ничтожно малой.
Артист обязан себя искать и время от времени переодеваться
Так кем же Путин хочет стать, при том, что, как он заявляет, он не только не собирается уходить из большой политики, но, напротив, планирует остаться фигурой, влияющей на государственные дела? Я уже предлагал наиболее вероятную версию осенью 2006 [1]. Если как следует подумать, чем Путин занимался все 8 лет своего президентства, а особенно во время своего первого срока, то это станет совершенно очевидно. 70% своих усилий он тратил не как глава исполнительной власти страны, а как генератор и пушер инициатив по модернизации законодательства. Не зря единоросов прозвали андроидами. Действительно - они чаще штамповали путинские законопроекты, чем предлагали свои. В принципе, такое поведение Путина вполне логично. Ждать, что в России в ближайшие годы исполнительная власть на всех уровнях станет добротно функционировать, может только очень наивный человек, каковым Путин явно не является. Вертикаль там или не вертикаль, а раздолбайство, коррупция, некомпетентность, лень, самодурство, кумовство и прочие достоинства наших губернаторов, мэров, федеральных и местных чиновников придется изживать еще много лет. Поэтому, самое действенное, что можно сделать в таких условиях - это создать как можно более качественную законодательную базу на все случаи жизни, причем желательно прямого действия, чтобы ее нельзя было неверно использовать даже при большом чиновничьем желании. Грамотное экономическое, судебное, социальное и пр. законодательство, даже при полностью бездарной исполнительной власти, способно дать гораздо больший эффект, чем хреновое законодательство в руках абсолютного диктатора и его сатрапов. Этим Путин и занимался все эти годы.
Занимался, заминался, да дело не закончил, хотя сделано действительно много. Соответственно, заявку Путина на сохранение политического влияния после марта 2008, которую он постоянно подтверждает, следует рассматривать, как его решение продолжить возглавлять процесс модернизации законодательства. И самая логичная должность для этого - лидер парламентского большинства. Именно лидер парламентского большинства является координатором всего законодетельного процесса, в т.ч. контитуционного. Одновременно, он возглавляет процесс формирования бюджета, т.е. фактически дает деньги исполнительной власти - Правительству и Президенту, на реализацию тех или иных направлений и программ, таким образом реально участвуя в определении внешней и внутренней политики. Наконец, он держит под своим контролем назначение Премьера и Правительства и даже может сместить Президента путем импичмента, в случае, если тот будет проводить совсем уж неадекватную политику. По-моему, это самое что ни на есть "влияние на политику страны", о котором говорит Путин.
Теперь попробуем спрогнозировать, от какой партии Путин будет баллотироваться в Думу, а, значит, какую партию он поддержит на выборах. Понятно, что это будет не ЛДПР, КПРФ, СПС, Яблоко или Гражданская Сила. Варианта собственно два - Единая Россия или Справедливая Россия. Вроде бы самым логичным является ЕР - "партия власти", неколько лет имеет большинство в парламенте, к тому же он ее уже поддерживал на прошлых выборах. Однако тут есть масса вопросов. Во-первых, ЕР так и не стала партией в полном смысле этого слова. У нее так и не образовалось собственного политического мировоззрения. Она все так же остается просто крышей для чиновников и бизнесменов, которая обеспечивает их доступом к власти и прикрытием. Этот клуб по интересам все так же считает своим источником легитимности и власти не народ, а Кремль. Исходя из всего этого, Единая Россия вообще не видит смысла напрягаться и заниматься реальной модернизацией государства, особенно по собственной инициативе.
Осознавая эту ситуацию, Путин неоднократно давал понять, что желает создать в стране реальную партийную конкуренцию, для чего нужна вторая мощная партия, какой не может стать ни КПРФ, ни ЛДПР, ни СПС. В такую партию немедленно перетекут непримкнувшие или обиженные единоросами чиновники и бизнесмены и властная элита распадется на два конкурирующих лагеря, непрерывно бьющихся за власть. В этом случае Кремль уже не будет ни для одной из них источником легитимности и партиям-кланам придется искать прямой поддержки у граждан. А следовательно, вырабатывать осмысленную политическую программу, давать избирателям и исполнять реальные обещания, полноценно работать с населением в низовых организациях.
Именно поэтому, еще в августе 2006, когда Миронов только заикнулся, что будет искать политических союзников, я предположил, что к выборам в Думу, на базе его Партии Жизни, будет создана новая партия, которая создаст реальный потивовес Единой России и будет новым платцдармом для Путина [1]. Это было бы тем более логично, что лейтмотивом второго срока Путин было именно создание условий для построения социального государства. К этой стратегии относятся и нацпроекты, и демографическая программа, и актуализация социальных вопросов в трехлетнем бюджете и т.п. Мне возражали, что с таким лидером как Миронов, партии ничего не светит. Но, во-первых, Грызлов - тоже не Ленин. А во-вторых, Миронов - это просто временный управляющий, задача которого заключается в технической компоновке партии, пока в нее не пришел тот лидер, под которого она и создается, т.е. Путин.
Уже сегодня СР прошла крещение региональными выборами, где получила неплохую, для первого боя, поддержку. А чтобы Справедливая Россия получила достаточно голосов, для формирования коалиционного большинства, Путин наверняка настоятельно порекомендует гражданам голосовать за нее. Уверен, что электорат дружно выполнит рекомендацию и СР получит 39-41% мест в новом парламенте. Причем, вопреки прогнозам аналитиков, эта доля будет получена не за счет КПРФ, а, в основном, из электората Единой России. Аналогично, СР заберет заметную часть избирателей Яблока, что окончательно поставит крест на их надеждах вернуться в Думу. СПС стокнется с Гражданской Силой и хотя последняя не сможет преодолеть проходной барьер, но и СПС утянет за собой. Таким образом, в новой Думе сформируется следующий расклад:
Справедливая Россия - 39-41%
Единая Россия - 36-38%
КПРФ - 14-15%
ЛДПР - 8-9%
Эсэры сформируют большинство в коалиции с КПРФ и, после прихода Путина в парламент, продвинут его на место спикера либо как-то иначе позиционирует его в качестве лидера парламентского большинства. Возникает, конечно, вопрос, каким образом Путин попадет в Думу, если его президентский срок заканчивается уже после думских выборов? Я, честно говоря, не вникал в новое избирательное законодатеьство, но думаю никаких сложностей не будет. Если в нем осталось понятие довыборов, значит Путин просто довыберется от какого-нибудь округа взамен вовремя выбывшего депутата от СР. Если такого понятия там не осталось, значит Путин заранее будет включен в избирательный список Справедливой России и займет место в Думе взамен того же Эсэра самаритянина.
Ба! Знакомые все лица!
Наконец, осталось выяснить, кто же станет новым Президентом и Премьером. Для начала, хочу сказать, что согласен с большинством аналитиков в одном - кого Путин поддержит, тот и будет Президентом, конечно, при условии, что это общеизвестная фигура. Но вот вся эта охота на загадочную "третью кандидатуру", которой с увлечением занимается вся политическая и околополитическая тусовка, мне кажутся просто поиском мозгов там, где их нет. Путин любит пошутить, но не до такой степени, чтобы шутить судьбой страны. Так что, по-моему, он как всегда действует в соответствии с классическим шпионским правилом - если хочешь что-то спрятать, положи это на самом видном месте. Так что и новый Президент, и его Премьер уже давно на виду - это Иванов и Медведев, и их избирательные кампании идут все последние годы. Весь вопрос в том, кто из них будет кем. Тут я тоже считаю разумным не разводить на кофейной гуще, а просто посмотреть, как и на чем делает акценты во внешней и внутренней политике сам Путин, кто и за что отвечает в Правительстве, и какие функции должны, по-логике, исполнять Президент и Премьер [2].
Начну с функций. Система российской исполнительной власти в общем сдута с государственной системы Французской Республики. Т.е. по хорошему, Президент определяет внешнюю и оборонную политику, а также стратегические цели страны, а Премьер занимается экономикой, социальной политикой и внутренними делами.
Что у нас с внешней и оборонной политикой? Назревает глобальный экономический кризис, который может перерасти в силовые столкновения по всему миру. Штаты в конец распоясались - мало им Ирака, так они уже и в Пакистан лезут, и Иран готовятся бомбить и на Китай наезжают. Вокруг России вообще сплошной зверинец - американцы ставят ПРО и выходят из СНВ, в НАТО восточноевропейцы бузят, в Японии начинается милитаризация и т.д. и т.п. В общем новым Президентом может быть только разведчик или военный, чтобы чувствовал себя как рыба в воде во все более конфликтном мире и не стеснялся в одном случае жестко надавить, в другом - поинтриговать, а когда надо, то и кулаком по столу треснуть. А каковы приоритеты Путина во внешней и оборонной политике и какие стратегические цели он ставит на ближайшие годы? Все известно: рост военной мощи и модернизация армии, индустриализация и вторжение на внешние рынки, научный прорыв, жесткое продвижение национальных интересов во всем мире. Ну и кто у нас заведует армией, ВПК, промышленностью, наукой и кто, когда Путину недосуг, а Лаврову не по профилю, делает внешнеполитические заявления? Г-н Иванов - разведчик, силовик и жесткий националист.
Приоритеты Путина во внутренней политике тоже не представляют из себя секрета. Это развитие предпринимательства и экономики, причем либеральной, развитие социальных гарантий, воскрешение образования и медицины, решение демографической проблемы, восстановление АПК. Чем у нас заведует Медведев? Социальными нацпроектами (образование, медицина, жилье), демографией и АПК, а по своему мировоззрению и опыту - он либеральный экономист и бизнес управленец.
По-моему, при таком взгляде на вещи, вариантов нет просто никаких. Так что я на 95% уверен, что в качестве нового Президента Путин предложит Иванова и он им и станет, а Медведев будет его Премьером. Ну а Путин, как я уже сказал выше, составит им компанию в качестве лидера парламентского большинства от Справедливой России. Вот в таком политическом биоценозе мы и будем жить следующие 4 года.
Прогноз результатов выборов в ГД РФ от 28 октября 2006
Прогноз результатов президентских выборов от 17 марта 2007