Какой сегодня кризис на дворе? Какой кризис на дворе и "кто виноват"?
Предисловие
Не было намерения взваливать «тяжкий груз блога» на свои плечи. Но ветку Новая Парадигма «сквозь смех и слёзы» обозвали «толстой». Действительно ветка Новая Парадигма создана Авантюристом одной из первых, а значит, положение обязывает: в порядке подготовки к 5-летнему юбилею ГА, отчитаться. И обсудить кратко: чем занято НП и на сколько, это соответствует Заветам Отца-Основателя.
Введение
На ГА, в сети, СМИ не утихают споры о том, каков характер разразившегося кризиса.
Обсуждаются:
1. Кризис мировой экономический
В 2007 году Авантюрист обстоятельно разобрал призрак нового мирового экономического кризиса /МЭК/.
В отличии от призрака Маркса, призрак Авантюриста явился как по часам.
Кризис назван Мировым Экономическим, потому что кризис должен превзойти Великую Депрессию /ВД/ по глубине и стать мировым по ширине.
2. Кризис мировой политический
Авантюрист обращал внимание на то, что:
1) из ВД США вышли красиво, только заварив в Евразии Вторую Мировую войну /МВ-2/.
2) наиболее вероятные ходы начала МВ-3: в очередной раз в планах США на время кризиса отсидеться за океаном, озаботив Старый Свет мировой войной.
3. Экологический кризис
4. Информационный кризис
5. Культурный кризис.
6. Демографический кризис.
7. Идеологический кризис
8. Когнитивный кризис (кризис познания):.
9. Кризис науки,
10. Нусогенный кризис (кризис разума).
11. Экзистенциальный кризис
12. Парадигматический кризис.
Список кризисов можно продолжить. Но уже ясно, что должно быть какое-то обобщение всего этого букета в один кризис системы.
1. Системный кризис в понятиях общей теории эволюции
Сегодня на роль обобщённой теории эволюции претендует синергетика. [1 – 3]
* Термин "синергетика" происходит от греческого "синергос" — совместно действующий.
Общество в синергетике это: человекоразмерная, саморазвивающаяся, нелинейная, открытая, диссипативная, неравновесная, динамическая, … система.
Главный закон "живой материи" -- экспансия (дословно расширение, что в переводе на русский разговорный есть расширительное выживание).
Вектора экспансии по пунктам:
1. Рост человекоразмерности -- "принцип демографического императива" (демография властвует).
2. Проникновение в глубь материи (наука)
3. Хозяйсвенная экспансия управление всё более мощными информационными-материальными-энергетическими потоками.
4. Не забудем экспансии: пространственную в бесконечность и временную в вечность.
5. Увеличение сложности структуры.
Зачем экспансия?
Чтобы снижать вероятность того, что очередной форс-мажор Природы накроет всех "медным тазом".
А где же у нас кризис засел? В каком пункте ?
По пятому пункту.
В развитии систем, подобных Обществу, различают две укрупнённые фазы[1]
1. Длинная фаза «бытия».
2. И, для Общества относительно короткая, фаза «становления».
Она же кризис: кризис животворящий эволюционные качественно новые переходы.
В Обществе в фазе "бытия": активные члены социума (сообщество людей) удовлетворены, а пассивные -- терпят.
В фазе "становления" активные окажутся вдруг сами в роли терпил и ... разнесут действующую парадигму в хлам, а концептуальных благополучателей парадигмы, скорее всего, традиционно вздёрнут.
В рамках понятий синергетики «системный кризис» это такой кризис:
1. Когда система не сможет больше существовать («быть») из-за накопившихся в ней противоречий (не согласованных действий), каждое из которых по отдельности не существенно.
2. И тогда в какой-то момент система из фазы «бытия» переходит в фазу «становления».
Само «становление» в свою очередь характеризуется тремя последовательными процессами:
1. В системе гибнет старый порядок.
2. Приходит хаос, в котором, при потере памяти системы, испытываются альтернативы будущих состояний.
3. Рождается новый порядок.
Видно, что в фазе «становления» три процесса являют собой три качественно самостоятельные фазы.
Но, поскольку вся фаза «становления» во многих важных случаях существенно короче фазы «бытия» и имеют место не чёткие границы конца одной быстрой фазы и начала следующей, поэтому объединение трёх быстрых фаз методически часто оправдано.
2. Системный кризис Общества это социальный кризис
В самой простейшей модели Общество – это люди в смысловом информационном поле.
При этом "живая материя" это структурное информационное* упорядочивание, чем сложнее, тем потенциально эффективней ( экспансия сложности).
* В Общества ключевым являестя обмен смысловой информацией (мера порядка).
Структура состоит из отношений людей между собой.
Отношения реализуются через обмены: информационными, материальными, энергетическими потоками.
Таким образом, "социальный кризис", это кризис структуры Общества, кризис противоречивых отношений через не правильные обмены.
Кризис структуры разрушают противоречия сложности (сложность не даёт эффективности).
Рассмотрим очень упрощённую аналогию, уподобив Общество кристаллу.
Положим, атомы идеального кристалла (под действием постоянно действующих источников: тепла, жёстких излучений, …) начнут занимать: инверсные положения, места в междоузлиях решётки и создавать вакансии, …
В этом случае образуются дефекты кристаллической решётки, и как следствие, чем больше дефектов, тем хуже характерные свойства кристалла, до полной потери характерных свойств алмаза, рубина.
В государстве структура сложнее:
1. Много уровней по вертикали.
2. Множество форм по горизонтали.
3. Человек может состоять в произвольном множестве отношений с другими людьми в любой точке планеты.
4. Разрешены вертикальные и горизонтальные переходы (как если бы каждый атом мог, трансформироваться из одного элемента в другой: из водорода в золото или уран).
Поэтому, при системных источниках дефектов структуры, когда всё больше людей будут: занимать места не по способностям, не по призванию и проявлять недостаточное прилежание на рабочем месте, то на огромном множестве узловых точек структуры Общество будут множиться дефекты.
Вот так «структурно и демографически» сложная структура Общества, по мере развития в фазе «бытия» начинает ускоренно терять эффективность до фазы "становления-кризиса".
Повторим: Общество человеко размерно, в узлах структуры люди, между людьми отношения, через отношения реализуются обмены:
1) информационно-смысловые -- социальный уровень
2) материально-энергетические -- биологический (животный) уровень
У людей огромная степень свободы относительно Общества, которая позволяет людям выбирать виды труда и уровень прилежания в труде, тем самым выражая своё отношение к Обществу.
Из качества отношений всех и каждого, и складывается эффективность структуры.
Попытки ограничить свободу людей, с некоторого уровня ведут к системным противоречиям.
По мере развития Общества уровень допустимых ограничений снижается.
3. Управление и власть
Так как, люди различаются по гетерогенным (горизонтальным) параметрам [8] : здоровью, темпераменту, умственным способностям, то именно "материальная стимуляция труда" (лучше поработал -- больше получил) ведёт к сильному расслоению Общества.
В частности на:
1) на властных, занявших высокое положение в структуре Общества,
2) и богатых, способных в большинстве случаев властных подкупить, и реализовать теневую власть через властвующих посредников.
Вот и вся разница между "прямой властью" и "непрямой теневой властью богатых" .
Напомним: власть это возможность насилия одних людей, над другими против их их воли.
Управление -- насилие обусловленое функциональными задачами Общества.
Власть -- насилие обусловленое личными (корпоративными) интересами стоящего у во власти.
Вот такая власть и есть "причина причин" противоречий и кризиса.
Те моменты, где кончается управление и начинается власть должны отслеживать и пресекать по цепи отрицательной обратной связи всё общество.
Высокое статусное положение при недостаточной отрицательной обратной связи (по линии "народ -- управление социумом") позволяет злоупотреблять статусным положением по отношению к другим людям, прежде всего к тем, у кого статус ниже.
В пределе этот уровень злоупотреблений называется дискриминацей.
Дискриминация это разность в правах и селективное ограничении свобод одних людей относительно других.
Вывод-то какой получается?
Иерархия и "материальная стимуляция" ведут к делению общества на "властвующих и угнетённых"!
Здесь простая логика:
если есть одно -- власть, как дискриманация и насилие одних,
то безоговорочно есть и другое -- угнетённость, покорность насилию у других.
Как не знание закона не снимает ответственности, так и внутренне наше согласие с рабством не меняет сути нашего неорабства.
Технически неорабство реализуется прежде всего через то, что: "властвующие" пишут законы, которые дают "властным и богатым" всё больше и больше преимуществ, в том числе:
1. Через законы властные получают льготный доступ к распределению потоков материальных и других благ.
Лгоные означает то, что обмены становятся "не эквивалентными", что нарушает принцип материальной стимуляции.
2. Через законы всё больше и больше ослабляются отрицательные обратные связи, то есть власть получает всё большую и большую независимость относительно воли угнетённого народа.
Оба этих пункта и выражают "системные источники противоречий" действующей парадигмы.
4. Расслоение по власти и богатству -- "социальная несправедливость» [4].
Точнее, это основная форма "социальной несправедливости" /СН/, от которой происходят и другие формы СН, которые уже всем и каждому по плечу: от элиты до бомжей.
Поэтому низшие формы СН более коварны и разорительны для Общества.
Процесс: чем выше «во власти и богатстве», тем выше вероятность увеличения «власти и богатсто" называется положительной обратной связью -- это механизм регенеративно нарастающей мощи источника системных противоречий.
5. Всякая саморазвивающаяся система телеологична (имеет цель-программу).
Социум, как «саморазвивающаяся система» имеет осознаваемую цель-идеал.
При этом идеал может быть правильным или не правильным.
Система через отрицательную обратную связь делает коррекцию курса: чем больше отклонение от цели, тем больше поправка с противоположным знаком (поэтому и отрицательная), компенсирующая отклонение от цели.
Однако, если преобладает положительная обратная связь:
то при каждом противоречии, то есть отклонении системы с «расчётной» траектории-программы, вместо коррекции ближе к цели: положительная обратная связь будет давать увеличение отклониния.
И "саморазвивающейся системе" понадобятся дополнительные структурно-ресурсные усилия для приближения к цели.
Но эти дополнительные струкрурно-ресурсные возможны за счёт энергии и сил Развития системы.
1) сначала до остановки Развития
2) потом начинается деградация,
3) и наконец кризис6 до какого-то качественного изменения системы,
4) или... до гибели системы.
И так: в обществе «социальной несправедливости» имеет место:
власть подавляет отрицательную обратную связь ("народ -- управление"), до таких степеней, что власть фактически окукливается в саморазвивающуюся подсистему со своей целью.
Ввласть практически не зависит от народа.
У власти появляется своя иная цель -- упрочить своё положение.
Упрочить это увеличить расходы на власть и проще всего эти средства взять из Развития,
для компенсации нарастающих противоречий.
Рост расходов на власть в виде:
1. Привлекать больше «защитников режима» -- растут расходы и забираются люди из реальных секторов.
2. Создавать новые институты защиты власти – это рост расходов.
3. Расширять сферу статусных товаров услуг, для привлечения лучших из лучших в защитники
Это расходы и новые люди из реальных секторов.
Наращивается "аппарат защиты власти" до такого предела, когда трудящиеся прокормить такую "структуру власти с её приблудами" больше не могут .
Видно, что кризис структурно-демографический.
А значит, и выход может быть только структурно-демографическим, и уж ни как ни экономическим.
Добавим денег и ресурсов, снова растут расходы на власть, пока не кончатся " левые" деньги и ресурсы: без структурных изменений государство так и останется деградационно-затратным.
6. Что главное?
При усложнении структуры обыватели теряют возможность контроля того, что делается в многоэтажном, многомиллионном аппарате власти современных государств.
У Общества не адекватная отрицательная обратная связь по линии "народ -- управление".
Из-за чего функция "управления" трансформируются в функцию "власти".
А там где власть, там не "эквивалентные обмены", что нарушает "принцип материальной стимуляции труда", равенство прав и свобод.
И тогда "социальный паразитизм" становится эпидемией в сытом государстве.
Когда это стало известно?
По истории Афин, структура полиса стала сложнее, чем возможности обывателя-гражданина понять происходящее во власти и контролировать власть.
Или другими словами отрицательная обратная связь корректирующая правильность движения к цели уже не работала.
И это было уже известно!
Управление вышло из под контроля народа и стадл властью.
Потому что обывателю до сих пор не понятно, когда, в какой момент и в чём "управление" государством подменяется на "власть в интересах властвующих".
Механизм этой беды рассмотрен:
1. Качественно Платоном в работе "Государство" [5]
2. Аристотетелем определён критерий: структура социума потеряла отрицательную обратную связь с того момента, когда перестал работать принцип "все знают и видят всех" [6].
В результате: И все три формы Афинского народовластия:
1) монархия, как единоличная власть в интересах всех,
2) аристократия, как власть достойнейшех,
3) и полития, как выбор власти по жребию (на бобах или поднятием рук),
Приняли извращённые формы:
1. Тирания -- личная власть в личных интересах
2. Олигархия при выборах по имущественному цензу -- власть богатых и знатных
3. Демократия -- если дословно, то это власть деревенской толпы по жребию (поскольку дема -- деревенька, точнее микрорайончик Афин или толпа* (оклос, охлос).
* Толпа охломонов, на площади демы, толпу разводят как лохов демагоги (кандидаты в тираны).
И в последней фазе Афинской демократии власть была явно потешной, то есть выборность просто позволяла сократить расходы на власть, формально, а фактически выборность стала источником коррупционных доходов тех, кого выбрали.
Платить могут богатые?
Так оно и вышло: Афинская демократия стала "теневой властью богатых" через подкуп случайно по жребию выбранных".
Повторим, что в действующей парадигме в системе государство две цели:
1) довлеющая цель властвующих преумножить власть, а вместе с ней льготный неэквивалентный доступ к потокам благ.
2) и подчинённую цель -- личное процветание и благополучие граждан через личный успех.
Никто в действующей парадигме публично не в ответе за Общество в целом.
Для организованных властвующих, как подсистеме, разрозненный социум становится рабочим продуктивным скотом.
7. "Цена" при капиталистическом обмене "не эквивалентна" усилиям, а определяется "утончённым правом сильного"
Приведём цитату Энгельса [7]
«Никак нельзя определить, какая доля в том или ином определённом продукте принадлежит земле, капиталу и труду. Эти три величины несоизмеримы. Земля создаёт сырой материал, но не без капитала и труда; капитал предполагает наличность земли и труда, а труд предполагает, по меньшей мере, землю, большей же частью и капитал. Функции этих трёх элементов совершенно разнородны и не могут быть измерены какой-нибудь четвёртой общей мерой. Поэтому когда при нынешних отношениях приходится делить доход между этими тремя элементами, то для них нельзя найти никакой внутренне присущей им меры, и дело решает совершенно посторонняя, случайная для них мера: конкуренция или утончённое право сильного.»
Подведём баланс:
Цену (в середине19 века) определить не возможно!
Цена складывалась из конкуренции и «утончённого права сильного».
Но тогда ещё была экспанситя в ширь.
Сегодня сферы влияния мире поделены, конкуренция фикция.
В итоге:
Цена определяется через «утончённое право сильного» тех, кто имеет власть и богатство и пишет удобные законы, а если нужно, то и нарушает свои законы.
Однако марксисты так и не поняли кто в "доме марксизма" хозяин (представитель заказчика), а кто высоко интеллектуальная "чугунная задница" на содержании.
В СССР не удалось приложить "теорию трудовой стоимости" к делу и установить "правильную цену" по Марксу,
8. Социальное паразитирование элит заразительно и заразно.
«Социальное паразитирование» ( неэквивалентные обмены) это как раз то, к чему стремится элита во власти и при материальной стимуляции труда.
Именно на таких ценностях буквально зациклен первоначальный концепт действующей парадигмы «Ветхий завет»: рай на земле для господ и работа с откровенным унижением и ограблением рабов.
За два тысячелетия изменился только акцент в приложения усилий:
1) с силы, не реальной в современном обществе),
2) на информацию: исказить информационное поле и создать ложные иррациональные "смыслы жизни".
Но именно сегодня увеличилось число связей людей и возрасла сложность работ, возрасла инструментальная мощь в руках людей массовых профессий и более жить во лжи стало не возможно.
Три типовых мотива для социального паразитирования:
1. Властвующие: зачем нам власть и богатство, если для этого нужно вкалывать «как рабам на галёрах».
2. Защитники со средним статусом: мы столько затратили усилий, поднимаясь на социальной лестнице, что заслужили перманентный отдых на работе.
3. Социальные низы на уровне подсознания усвоили: "трудами праведными не построишь палат каменных".
То есть «социальное паразитирование» всеядно и неотразимо.
Логика трудящихся проста и логична:
1) люди просто видят, что государство (Общество в лице властвующих) их обмануло,
2) и естественно переходят на стратегемы сберегающие: время жизни от труда, силы, здоровье и уходят по возможности от унижений.
3) На поиск и создание «теплых мест» в структуре Общество "работать меньше и спустя рукава" направлены практически все творческие силы социума.
И надо чётко понимать, что против 7 миллиардного "лома" (благодаря мобиле и интернету) у кучки властвующих "нет приёма".
В этом и проявляется убойная мощь первопричины по имени:
высокая степень свободы людей относительно Общества.
Правящее меньшинство в лице государства обманывает большинство, и большинство принимает вызов.
Сатисфакция (удовлетворение) выражается в том, что активные члены общества находит всё новые и новые способы жить в «не голодном» социуме-государстве, не напрягаясь.
9. Материальная стимуляция труда выработала свой эволюционный потенциал
Материальная стимуляция – это пережиток, наследство биологической эволюционной ветви «человека как биологического вида», на начальной стадии становления новой человеческой общности.
В недоразвитом материально обществе, "материальная стимуляция труда" давала «элите и её окружению» возможность через свободное время получать и обобщать новые знания, и отправлять простые формы управления, без упорного физического труда в битве "за хлеб свой насущний".
Сегодня другие времена за окном.
2. Социальные кризисы давно известные в истории.
Однако только сегодня разрабатываются научно-теоретическое обоснования [8-11] в «структурно-демографической теории» П. В. Турчина.
Типично такие кризисы разрешаются через смену властвующей элиты (клана).
Если нет сильного внешнего влияния (действует только внутренняя обратная связь – связь первого порядка), то в разорённой стране, власть способно поднять только пассионарное «правительство национального спасения».
Однако, при сильном влиянии извне (обратная связь второго порядка), что характерно сегодня почти для всех государств мира, ситуация с выходом из кризиса усложняется, становится мало предсказуемой.
* В публичны работах Турчина рассматриваются аграрные государства (кроме [12), где доля среднего класса -- кот наплакал. поэтому и уместен термин "перепроизводство элиты".
Сегодня благодаря активности населения, сложности Общества, молниеносному распространению тиражированию технологий "социального паразитирования" в "перепроизводство паразитирующих" попадают и люди от элиты до бомжей и назвать всех их элитой язык не поворачивается.
Судьбу современного США Турчин обсуждал в [12].
Заключение
Во многих сферах сегодня кризисы.
В работе сделана попытка кратко отразить основные механизмы.
И для властвующих самый испытанный подход: кидануть Человечество "взад времён", поближе к каменному веку
Перво причины застарелые, поэтому речь идёт о более высоком в масштабе, ранге надвигающегося кризиса, чем смена общественно-экономического уклада капитализма на некое подобие «социализма-коммунизма».
Выводы:
1. Кризис системный, социальный, структурно-демографический.
2. На уровне первопричин это кризис:
2.1 Ослабления отрицательной обратной связи "управление -- народ".
Объективные условия преодаления созрели (созревают) только сегодня.
2.2 Мотивации труда через «материальную стимуляцию».
Мотивация пришла в сегодняшнее Общество из биологической эволюции человека, и по сути ничем не отличается от той, которая движет медведем и волком: как потопаешь, так и полопаешь.
Объективные условия для преодаления созревают только сегодня.
3. Если корни первой первопричины можно найти в этологии (поведение животных), то материальная стимуляция видимо начинается с одноклеточных, которые по многим классификациям являются порогом "живых организмов".
А значит, эволюционный масштаб кризиса, выше смены формации.
4. Выход из кризиса не однозначен, через испытание ряда не ясных сегодня альтернатив.
5. "Кто виноват"? -- частично обсуждено выше, извечный Российский вопрос «что делать"-то сегодня обычным обывателям?
Этому вопросу будут повещены следующие статьи этого цикла.
-------------------------------------------------------------
Источники:
1.
http://spkurdyumov.narod.ru/SinBud.htm Буданов В.Г. СИНЕРГЕТИКА: ИСТОРИЯ, ПРИНЦИПЫ, СОВРЕМЕННОСТЬ
2.
http://spkurdyumov.n…getika.htm КОНЦЕПЦИЯ САМООРГАНИЗАЦИИ СИНЕРГЕТИКА
3.
http://spkurdyumov.narod.ru/rudenko1.htm Руденко А. П. САМООРГАНИЗАЦИЯ И СИНЕРГЕТИКА
4.
http://www.finteoria…nnost.html Гетерогенность и социальное неравенство
5. Платон "Государство"
http://philosophy.ru…/01/0.html 6. Аристотель. Афинская полития. Пер. С. И. Радцига. М., Л., 1936. (Переиздание: М., 2007).
Аристотель. "Политика. Афинская полития". Серия: "Из классического наследия". М, Мысль, 1997, с. 271 — 343.
http://ancientrome.r…olitia.htm 7. Ф.Энгельс. Наброски к критике политической экономии. СС т. 4, с. 148
8. Турчин П. В. КАК ГОСУДАРСТВА ВОЗВЫШАЮТСЯ И ПРИХОДЯТ В УПАДОК историческая динамика
http://spkurdyumov.n…urchin.htm 9. Турчин, П. В. Долгосрочные колебания численности населения в исторических обществах
http://cliodynamics.…gs_Rus.pdf 10. Турчин П. В. Эмпирические закономерности в исторической динамике: Вековые циклы
http://cliodynamics.…gs_Rus.pdf 11. Турчин П. Накануне великой революции / Турчин Петр; Автор интервью П. Быков // Эксперт. - 2008. - № 42. - С. 78 - 84: граф.
http://www.maib.ru/b…ons_38.htm