ЦитатаЯ могу себе представить некую общину, живущую по принципам, близким к коммунистическим (секта, коммуна, кибутц), существующую в государстве с другим социальным строем (т.е. внутри общины - одни законы, вне - другие).
Чего я не могу себе представить, как эта община увеличится до размеров государства, т.е. законы общины постепенно или внезапно становятся законами государства. Выживаемость такого гос-ва - это отдельный разговор.
Вывод. Модель коммунистического общества в условиях современного мироустройства нежизнеспособна даже на уровне моделей. Только в виде утопии.
Этот вопрос неоднократно обсуждался на коммунистических форумах. И вывод, который я для себя сделал, таков. Коммуна в масштабе государства не невозможна, но имеет очень высокий "потенциальный барьер". При взаимодействии с более богатым и устойчивым "эгоистическим" миром, который гораздо больше ее по размеру, этот барьер непреодолим. Коммуна оказывается недостаточно выгодна в материальном плане, даже будучи более выгодной в плане отношений. Поэтому по достижении критической численности ее начнут "разъедать" эгоисты, и она не сможет накопить достаточно влияния.
Однако коммуна гораздо более выгодна в период катастроф, трансформаций и нестабильности, так как в этом случае материальные выгоды теряют свою ценность, а гарантированное распределение и взаимная поддержка оказывается много ценнее.
Отсюда следствия по условиям:
1. Одновременное наступление коммунизма не требуется. Однако требуется сравнительная слабость иных форм организации на этапе создания и распространения первичных коммун. Далее рост коммун становится самоподдерживающимся.
2 и 3. Система распределения требуется, но уже на этапе объединения коммун.
4. Необходимо, чтобы таковыми людьми было активное меньшинство, а большинство было бы с ними согласно. Все - не обязательно. Вместо этого должны быть социальные механизмы поддержания нормы поведения изнутри, которые вообще-то имеются в любом обществе, просто в таких ослабленных, как наше сейчас, они не работают или работают неверно.
И еще одно следствие - ефремовская модель (как и модель Урсулы Ле Гуин) не иерархичны и не вырастают из государственных структур. Иерархические государственные структуры подобным взаимоотношениям скорее мешают. Выход из этого в теории тоже есть (ставить их под народный контроль), но на практике у него масса сложностей...