«Нить жемчуга» двойного назначения
Сегодня Китай активно инвестирует в портовую инфраструктуру по всему миру, уделяя особое внимание Южной Азии. На берегу Индийского океана создается целый ряд дружественных портов на всей протяженности основного маршрута следования торговых судов. Однако китайские власти официально не считают эти инвестиции частью национальной стратегии и поэтому открыто свои планы не комментируют.
Термин «нить жемчуга» впервые появился в 2004 году в докладе исследователя Бооза Аллена Хамилтона, занимавшегося вопросами защиты интересов США в регионе Индийского океана. «Нитью жемчуга» он назвал ряд портовых городов в Индийском океане, в которых ощущался значительный приток китайских инвестиций. В том же документе Б.А. Хамилтон предположил, что в будущем эти порты могли бы использоваться для базирования ВМФ Китая.
Аналитики журнала
The Economist утверждают, что «нить жемчуга» не ограничивается лишь Южной Азией. Помимо крупных инвестиционных вложений в АТР, Китай активно пытается скупить акции самых важных портов мира, например Суэц (Египет), Пираеус (Греция), Антверп (Бельгия), а также развивать альтернативные торговые магистрали из Европы в Азию, в частности Северный морской путь.
Одной из главных причин появления стратегии «нить жемчуга» послужили высокие темпы экономического роста Китая в начале XXI века. Так, в 2004 году годовой прирост ВВП Китая составил 10,1 %, в то время как процент дохода от торговли в объеме ВВП составил 66 %. Заметный рост экономического влияния обусловил потребность страны в укреплении своих военно-стратегических и экономических позиций в регионе и создании комфортного экономического пространства вокруг Китая.
Важнейшую роль здесь сыграла необходимость обеспечения энергетической безопасности, поскольку большую часть углеводородного сырья КНР закупает на Ближнем Востоке. Цепочка портов до Персидского залива существенно снизила бы издержки транспортировки нефти и СПГ в Китай, оптимизировав процесс эксплуатации танкеров и сократив время ремонта судов.
Через порты «нити жемчуга» проходит большой объем грузов, что приносит значительную прибыль странам, владеющим портами. Именно поэтому, кроме технической поддержки собственных торговых судов, Китай активно инвестирует в развитие судостроительной и судоремонтной инфраструктуры, которая в будущем может приносить доход и при этом дать право частичного управления портами. Вместе с тем военно-морские силы КНР могут получить в свое распоряжение новые места временной дислокации. Это позволило бы Китаю защитить торговые пути от атак пиратов, а также оперативно реагировать на любые возможные конфликтные ситуации с соседями...
Ссылка