Dobryаk ( Практикант ) | |
01 дек 2014 14:03:55 |
AtomInfo.Ru | Today, 11:27 Post #11 |
Модератор Group: Clubmen Posts: 8 730 Joined: 16.1.2007 From: Обнинск Member No.: 4 | Воспоминания о дукованском тендере. Руководитель отдела реакторной физики АЭС «Дукованы» Рудолф Веспалец. Опубликовано в "All for Power" (ЧР). Перевод с чешского не мой. Так его представили. Думаю, что он начальник нейтронно-физической лаборатории. С самого начала эксплуатации АЭС «Дукованы» у нас был серьёзно ограниченный доступ к информации о проектировании и тестировании топлива в СССР, а также объяснению его эксплуатационных лимитов и лимитов безопасности, прежде всего, в области термомеханики и поведения топлива. Поэтому мы предприняли попытку проникнуть в процессы проектировании, сборки и тестирования топлива. Специалисты UJP Zbraslav создали анкету, которую представили производителю топлива и требовали более широкий доступ к информации и документации. Результат лишь подтвердил наши ожидания, что нас утвердило во мнении, что изменение структуры контракта и нашей позиции по отношению к поставщику топлива необходимы. Принципиальным мы считали, главным образом, получение информации от поставщика и учреждений, которые обеспечивали техподдержку, обмен опытом и создание комплексной системы контроля качества топлива. В 90-ые годы ситуация поменялась, что позволило нам совместно со словацкой SEP объявить тендер на поставки ядерного топлива для электростанции ВВЭР-440. Основной целью было, кроме выбора лучшего поставщика топлива, и изменение структуры контракта согласно принципам, описанным выше, и уравнение в правах с будущим поставщиком. С нашей точки зрения значительным шаком был приход специалистов из UJV Zbraslav из CEZ и создание профессионально и организационно сильного отделения ядерного топлива в главном управлении CEZ. В рамках тендера мы обратились ко всем мировым производителям ядерного топлива. Японская фирма не стала принимать участие, так что общение CEZ осуществлял со следующими компаниями: ЭЛЕМАШ, BNFL, Westinghouse, ABB, Framatom и Siemens. Формой тендера мы выбрали в качестве консалтинговой компании STOLLER Corporation из США. Достаточно скоро стало понятно, что BNFL и ABB не будут способны предложить заявку, поэтому они были исключены из тендера. Затем компании Siemens и Framatom договорились о создании совместного предприятия EVF. На основе этого был составлен шорт-лист, в котором остались ЭЛЕМАШ, Westinghouse и EVF. В этой фазе мы должны были отделиться от SEP и каждая компания вела самостоятельные переговоры. Между тем мы в CEZ достигли уровня, который позволил нам самостоятельно оценивать заявки компаний, особенно в области физики активной зоны и анализа безопасности. значительную помощь нам в этом предоставили Skoda Plzen, UJV Rez и Energoprojekt Praha. В области качества и коммерческих вопросах контракта значительную роль сыграла компания STOLLER. По инициативе EVF она вышла из тендера, то есть заключительные переговоры мы вели лишь с американской и российской компанией. С технической точки зрения мы требовали переход к четырёхлетнему топливному циклу и обеспечение как можно более широкого доступа к информации о методах разработки и тестирования топлива, а также системе обеспечения качества хардвера и софтвера. Мы ожидали определённую настороженность со стороны Государственного комитета по ядерной безопасности в вопросе лицензирования топлива и новой стратегии топливного цикла, поэтому мы уделили большое внимание и проблематике анализа безопасности и подготовке Отчёта по безопасности. Госкомитет занял позицию, что лицензирования топлива в стране происхождения не будет достаточно. С технической точки зрения заявки принципиально не отличались, различные подходы мы отметили в области сервиса и масштабах и способе предоставления информации. Переговоры затягивались, потому что мы пытались заполучить максимум. Американская сторона начала из-за этого нервничать, но у нас не было причины отступать, потому что мы не торопились в вопросе поставок топлива. Постепенно становилось ясно, что договор с Westinghouse будет тяжёлым, а российский поставщик представил значительные улучшения не только топлива, но и коммерческой стороны контракта. В данном моменте мы могли завершить тендер и зафиксировать победу российского контракта и его приложения, в том числе списка сопроводительной технической документации и документации о безопасности. Мы договорились и об участии российских специалистов при запуске энергоблока и способе определения мощности энергоблока. Участие американской консалтинговой компании способствовала тому, что наш новый контракт отвечал стандартам, что было одной из целей, которую мы поставили перед собой. К заявке российской стороны было включено и её участие при лицензировании топлива в Госкомитете по ядерной безопасности, не только в форме предоставления документации, но и прямого участия российских специалистов в переговорах. |
|