ELEVEN_2 Вы действительно хотите понять, какая мотивация бывакет при социализме и при капитализме?
Тогда надо понимать, что из себя представляют эти системы.
Это именно системы, а не набор лозунгов. С помощью лозунгов и даже с помощью всех трудов Маркса не получится слелать даже самую примитивную железяку.
А у вас, извините, понятия об этих системах сводятся к причудливому переплетению советского курса научного коммунизма и перестроечного "Огонька".
Цитата Цитата
По-моему, мотивация "выполнение плана" - очень поверхностная и примитивная.
Но, не смотря на поверхностность и примитивизм, это самая мягкая форма внеэкономического принуждения. Да и про примитивизм Вы сгоряча написали. Насколько я помню, кто-то из советских экономистов даже нобелевскую премию получил за работу по научному обоснованию планирования.
А откуда этот самый план берется? Из Капитала Маркса? Нет, это просто инструмент управления производством. Без плана никакое производство невозможно.
И что значит - это внеэкономическая форма принуждения? Это значит, что все производственные задания, все приказы начальников цехов, мастеров - все это "внеэкономическая форма принуждения". А что такое - экономическая? Получение зарплаты?
Про голвый принцип получения максимальной прибыли я уже пример приводил. Не все так примитивно, жизнь - она намного сложнее.
ЦитатаВот именно, но на капиталистическом предприятии выпускаются "мерседесы", а на социалистическом - "волги".
Во-первых, в 70-80-х годах Волга была очень даже неплохим автомобилем. Это если сравнивать с уровнем того времени. А то часто сравнивают иногда каменный топор времен неолита с сотовым телефоном.
А во-вторых, современный ВАЗ - уже много лет работает по самым что ни на есть капиталистическим принципам. Но качество автомобилей не только не доросло до уровня Мерседеса, но и не идет ни в какое сравнение с советским уровнем того же ВАЗа.
Значит, ваш критерий не работает? И принципа получения максимальной прибыли недостаточно.
Тут все дело не в социализме или капитализме, а в организации производства, в частности в ОТК. Внедрите систему ВАЗовского ОТК на ТОйоту, и вскоре у Тойот качество достигнет уровня ВАЗа.
А система ОТК - она больно бьет по принципу извлечения максимальной прибыли. Мало, что на ее содержание нужны деньги, но она еще заставляет больше напрягаться для выпуска единицы продукции. И хотя сейчас буржуи и специально понижают качество продукции, но тем не менее.