XXI ВЕК. РОССИЯ И КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ИДЕЯ
24,123 208
 

  Ю.Ковалев ( Слушатель )
22 дек 2014 21:48:44

РОССИЯ ПОСЛЕ «ГОЛГОФЫ» или ВЕРНУТЬСЯ НАЗАД В БУДУЩЕЕ

новая дискуссия Статья  346

РОССИЯ ПОСЛЕ «ГОЛГОФЫ»     или     ВЕРНУТЬСЯ НАЗАД В БУДУЩЕЕ
Предлагаю всем нам заглянуть сегодня на три (или, если не все пойдет гладко, на четыре) шага вперед.
...Оппозиция победила. Мы положили начало формированию системы «сдержек и противовесов». Вскоре у нас, наконец:
а) будут действовать независимые друг от друга законодательная, исполнительная и судебная власти;
б) обеспечится «свободная игра политических сил» - финансовых и промышленных групп, политических партий;
в)  реализуется право беспрепятственного контроля за важнейшими процессами в стране со стороны гражданского общества при особой роли здесь целостной системы негосударственных (значит,  независимых от власти!) СМИ.

...Мы начинаем формировать экономику, не завязанную на нефтяную и газовую трубы — это трудно, но у нас кое-что уже получается. Страна выходит из политической и культурной изоляции, только что отменены западные санкции, заложен фундамент для начала выравнивания доходов населения страны и повышения уровня жизни. Ну а так далее.

Здорово.
Но самые внимательные из граждан вдруг обнаруживают: настоящего Смысла-то как не было прежде, так нет и сейчас, после победы! Снова — всех приглашают выбирать из 74 сортов колбасы, отдых на Кипре, в Турции или в Швейцарии, любую марку автомобиля (по толщине кошелька), любой вариант кровли и сайдинга для новой дачи. И так далее и тому подобное...
А Путь к Храму? Его — нет.

********

И, знаете, мы будем тут же услышаны!
Конечно, - скажут нам,  - стране поскорее следует опереться на русские национальные ценности - на православие, и высший смысл будет обретен.

Звучит заманчиво. Однако если не оставаться на уровне общих фраз, а дойти до «стадии практической реализации», то данная позиция означает: православие должно стать государственной идеологией России. Окажется ли это продуктивным? Давайте посмотрим:

- в России постоянно проживают (по разным оценкам) более 18 миллионов мусульман, немало буддистов, сторонников иудаизма, католицизма, протестантизма. Не получим ли мы противостояние в обществе посерьезнее, чем в годы Гражданской войны? Особенно, учитывая нынешние очень не простые отношения между «русскими» и «мусульманами» в некоторых регионах РФ.
- лишь менее 10% русскоязычного населения нашей страны являются действительно верующими. А остальные, десятки миллионов? Станут «гражданами второго сорта»? Или опять - «двоемыслие», и массовая «запись в верующие»? [Если кто забыл — перед крахом Советского Союза в КПСС было порядка 19 миллионов членов. И что, все они - «стояли насмерть» за спасение СССР?.. Так много ли проку от таких же «дутых цифр» будет в нашем случае?]
- Россия окажется заложницей такой логики: «лишь православие, в противоположность католицизму и, тем более, протестантизму сохранило верность истокам». Значит, опять - «железный занавес», идеологическая цензура, идеологическая контрразведка, «глушение» зарубежного радио (и борьба с «неправильными» отечественными и иностранными интернет-ресурсами), идеологические принципы «подбора и расстановки кадров»?
- наше «подбрюшье» от Кавказа до Средней Азии стало дугой нестабильности. Все это объективно делает Россию и частью Мусульманского мира. Можем мы ли в таких условиях позволить себе превратить православие в государственную идеологию!
- до сих пор не удалось наладить плодотворный диалог науки и религии,  не изжито противопоставление «веры и разума», и каждая из сторон говорит, преимущественно, о своём. Это означает, что «опора на православие» очень скоро «выдернула» бы Россию из потока мировой интеллектуальной жизни.

Возразят: и не нужно делать православие «государственной идеологией»; пусть Русская Православная Церковь просто работает без внешних помех; а основа для «православного возрождения» в обществе - имеется. Сегодня  от 60 до 80% россиян считают себя православными. По данным МВД, в 2014 году в пасхальных богослужениях приняли участие: в Москве около 300 тыс. человек; в Белгородской области - более 68 тыс. человек; во Владимирской области- 45 тыс. человек; в Рязанской области - около 81 тыс. человек; в Нижегородской области - около 110 тыс. человек. А вот официальные данные о числе участников «крещенских купаний»-2014: Москва и Подмосковье — более 100 тыс. человек; Санкт-Петербург - более 60 тысяч человек; Чебоксары - почти 15 тыс. человек; более 38 тысяч нижегородцев; около 20 тыс. воронежцев. Список можно продолжить.

Статистика убеждает? Нет. Поскольку во всем этом есть одна «тонкость».

Будем помнить, что православие в состоянии дать смысл ТОЛЬКО ИСТИННО ВЕРУЮЩИМ = тем русским и русскоязычным людям, которые строго оправляют главные (и самые «трудные»!) религиозные таинства - исповедь, причастие, пост. Но такие люди - никогда не составят сколько-нибудь значительную долю всего населения страны!

[По результатам социологических замеров, ситуация в России такова. Для значительной части назвавших себя православными - это лишь культурная самоидентификация. Так, по разным данным: из тех, кто считает себя православными - посещали храм: 1 раз в месяц и чаще порядка 12%, несколько раз в год, но реже чем один раз в месяц — около 35%, один-два раза в год - 16%, реже одного раза в год — 27%. Для большинства воцерквление носит лишь самый поверхностный характер. В частности, из 5 показателей воцерквленного образа жизни люди, считающие себя православными, в большей степени отдают предпочтение лишь посещению храма и молитве. Самыми «слабыми» показателями остается то, что для верующего труднее всего - исповедь, причастие, пост.]

Причина — в механизме, который действует при «приходе» обычного человека к вере. Действительно, лишь сам человек может и должен принять решение - «придти в Церковь» (через обряд крещения). Далее. Того «энергетического импульса», который возникает в момент крещения, «хватает» человеку лишь на 2-3 месяца. А дальше — еще одна «точка принятия решения». Либо принявший крещение станет регулярно «подкреплять» первоначальный импульс, жестко следуя обрядовой системе Церкви (что, на первых порах, очень непросто). Либо энергия импульса постепенно угаснет...

О том, в каком психологическом напряжении вынужден прибывать православный неофит — свидетельствует такой, например, авторитетный для РПЦ документ XIX в., как письма святителя Феофана Затворника. В них - направление, в котором воцерквленный человек должен изменить свою жизнь: «Плоти угодий не творите и в малом. Посильное самопринуждение и лишение себя чего-либо, плоти приятного, - есть то же, что подкладывание дров в печку». И далее: «Особенно надо плоть утончать постом, бдением и трудом телесным, и постоянно держать ее в напряжении, как солдат на разводе. Да рассеяния бегать, празднословия и смеха, и чтения пустого. И пойдет добре». И в качестве заключения: «Помощь Божия будет сопутствовать вам... но она помощь борющемуся, а не поддающемуся первому удару искушения».

Итак: православие может дать человеку настоящий, не связанный «с потреблением» жизненный смысл - только если этот человек окажется способным на волевые усилия намного превышающие повседневный уровень. Поскольку ему придется затратить силы и энергию на борьбу... с самим собой: с привычным образом жизни! Но - сможет ли он?

Это подтверждается и обращением к статистическому закону нормального распределения вероятностей случайных величин («кривая Гаусса»). В соответствии с данным законом, в любом обществе как воинствующие атеисты, так и верующие, «готовые пойти за свои убеждения на эшафот» - составляют всего несколько процентов. Основная ее часть - это представители группы «серединка на половинку». [Я не говорю здесь о мусульманстве — это тема специального разговора.]

А это означает, что подавляющему большинству населения России православие НЕ СМОЖЕТ дать настоящий, не связанный «с потреблением» жизненный смысл.

Промежуточный итог. 1. Православие является «нравственно-смысловым мотором» в жизни по-настоящему воцерквленных людей. 2. Но оно не сможет служить таким же «нравственно-смысловым мотором» для российского общества в целом.

______________


Как же быть?
А нужно вспомнить, что есть и другой Путь к Храму. И мы уже начинали идти этим путем. После октября 1917 г.

Слышу полные негодования голоса: Ах, вот оно что! Опять  коммунизм? И опять — для России?! А не достаточно ли — для одной страны?! Автор, точно, забыл о первой попытке «строительства коммунизма»! Напомнить - чем все кончилось? ГУЛАГ, коллективизация часто под дулами наганов, голод в начале 30-х годов. Позже - КГБ, как «авангард КПСС», борьба с диссидентами, цензура. И общий для всех «стран социалистического содружества» символ - Берлинская стена между ГДР и Западным Берлином, построенная летом 1961 г. «по рекомендации совещания секретарей коммунистических и рабочих партий стран Организации Варшавского договора для предотвращения массового бегства жителей ГДР в Западную Германию».

[Для справки: Берлинская стена - ряд железобетонных блоков общей длиной 106 км и высотой в 3,6 метра; проволочные ограждения под напряжением — 127 км; земляные рвы — 105 км; сторожевые вышки - 302 шт.; полосы из металлических шипов; беспорядочно разбросанные небольшие противопехотные мины «Лепесток» советского производства (человек наступает на мину — взрыв; как говорят эксперты, обычно после подрыва на этой мине требуется ампутация стопы); вооруженные автоматами пограничники, овчарки.]

Нет, автор не забыл.
Но он не забыл и то, что в свое время именно коммунистическая идея помогла миллионам граждан СССР, дав им «смысловой коридор» и на этой основе исторический оптимизм - в тяжелейших условиях создать мировую державу, затем победить в страшной войне, а позже быстро восстановить разрушенное. Впрочем, здесь нет ничего удивительного: разве могла не «целеустремить» человека и гражданина идея превращения его страны в великую и процветающую?..
Было это не случайно: коммунистическая идея дала гражданам России подлинный «смысловой коридор», что и привело к выдающимся результатам.

Вот как пишет современный отечественный публицист Максим Калашников о 1930-х гг.: «Вся нация была буквально наэлектризована идеей великого прорыва. «Комсомолец — на самолет!». Вперед, в индустриальное грядущее! Везде – парашютные вышки. Пресса полна материалов об освоении новых знаний, об успехах науки, о примерах передовиков. Прилавки ломятся от научно-популярной литературы. Вся страна увлеченно учится, строит, занимается в тысячах кружков. В стране – три сотни планерных клубов. Дух эпохи: «Нам нет преград! Мы можем все!» Воспевается не актер-лицедей, не чинуша, не торговец – а творец, созидатель, человек труда... Планы на будущее. Танк-вездеход в Арктике! Телеуправляемый трактор! Овладение энергией атома! Выходит в свет «Энциклопедия космонавтики» – в тридцатые годы! Этот дух поддерживается рекордными перелетами Чкалова, Громова, Юмашева. Штурмуют небо стратонавты... Везде открываются тысячи дворцов пионеров с кружками юных техников, натуралистов-биологов, фотографов, радиолюбителей. В стране появляются тысячи радистов-коротковолновиков, задолго до Интернета общающихся со всем миром из своих домов. Всё это совершалось в небогатой еще стране, только-только ставшей промышленной».


Значит, во всем нужно разбираться, не впадая в «черно-белые» оценки.


И поэтому вопрос: связана ли неудача «первой попытки» с ошибочностью самой коммунистической идеи?
Категорически нет. Что может быть ошибочного в идее общества, где у активных, высокообразованных, физически развитых, готовых взять на себе ответственность людей: а) сложилась принципиально иная, чем сегодня, структура потребностей (физиологические потребности ушли с «первого плана», «уступив место» духовным потребностям); б) стала доминировать альтруистическая установка; в) сформировалось новое отношение к труду — он, став творческим и позволяя человеку самореализоваться, превратился в главную жизненную потребность;  г) возникло новое отношение к природе (она теперь рассматривается не как «кладовая и мастерская» для человечества, а как живой организм и партнер); д) и все это — на фоне энергетического изобилия.
(Характеристика коммунистического общества дана «по мотивам» работы К.Маркса «Критика Готской программы». 1875 г.  (К.Маркс, Ф.Энгельс. Соч. т. 19).

Тогда почему же все так  хорошо началось — но кончилось катастрофой?

Помогут найти ответ следующие слова С.Франка: «так называемый «старый мир», т.е. то общество, которое власть собирается совершенствовать, упорствует. Это, однако, оценивается агентами «новой власти» чем-то противоестественным, ибо противоречит их представлению об относительно легкой возможности построить новый справедливый мир, да еще «в интересах большинства населения»! И поэтому сопротивление «старого мира» рассматривается ими как частная помеха; представляется естественным, что «нормальные люди» должны согласиться на план построения «нового мира», обеспечивающего справедливую жизнь. Следовательно, данная извращенная и порочная воля немногих должна быть подавлена и уничтожена. Но, как показывает историческая практика, «старый мир» сопротивляется весьма долго и яростно - «подавление воли немногих» выливается в годы и десятилетия и десятки тысяч замученных и казненных... И благодетели человечества неизбежно становятся его разрушителями и мучителями».

[Эта, весьма эмоциональная оценка была сделана в 1946 г. Опыт последующих лет  показал, что  на смену преимущественно физическому насилию со временем пришло мощное давление преимущественно в идеологической и организационной областях: это и «идеологический подход к подбору и расстановке кадров», и предварительная идеологическая цензура, и «пятая линия» в работе КГБ - идеологическая контрразведка, и создание технических помех вещанию радиостанций «Голос Америки», «Би-Би-Си», «Радио Свобода». Впрочем, использовалась и карательная психиатрия.  В 1961 г. вступили в действие инструкция «По неотложной госпитализации психически больных, представляющих общественную опасность», утвержденная Минздравом СССР (от 10 октября 1961 г. № 04—14/32), и новый УК РСФСР, где понятие «общественно опасные деяния, представляющие особую опасность для общества», расширилось за счёт статьи 70 - «Антисоветская агитация и пропаганда» и статьи 190 - «Распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй». Часто людям, обвиненным по одной из этих статей, ставился диагноз «вялотекущая шизофрения»; в этом случае они без суда помещались в психиатрические больницы специального типа МВД СССР. По имеющейся информации, общее число заключенных, содержавшихся в таких больницах, например, в 1968 г. составляло 2465 человек, а к концу 1979 г. оно выросло более чем в 2,5 раза и достигло 6308 человек.]

Это означает, что после октября 1917 г. постепенно главным методом воспитания людей стало насилие в тех или иных формах. Возникает вопрос: почему?

Напомню. У человека имеются два «начала»: сознательное и подсознательное = «звериное» в нем, природные инстинкты. Ничем не ограниченное доминирование «звериного» порождает в человеке стремление удовлетворять свои потребности за счет других. Воспитание нравственности поэтому состоит а) в «гашении звериного» у людей и б) в одновременном формировании условий для доминирования у людей «человеческого начала».

Не будем забывать о том, что марксизм сложился в системе комплекса «культура Просвещения», пришедшего на смену Средневековью, мировоззрение которого строилось на христианских принципах. Вот базовая установка комплекса «культура Просвещения»: только от личного выбора человека зависит — верить или не верить в Бога, ибо Он не играет определяющей роли в практической жизни, и человек всего должен добиваться сам.

Естественно, марксизм (и "ленинизма") просто не мог не выбрать, скажу так, «сугубо земной» способ «гашении звериного» у людей: создать такие социально-экономические условия, которые бы способствовали формированию «новой нравственности». Исходный пункт при этом: отмена частной собственности на основные средства производства, которая, порождая эксплуатацию, калечит нравственность; кроме того, необходимо «неуклонное повышение материального уровня жизни народа».
В конце-концов, однако, «формирование нового человека» - свелось к разным формам насилия. И все потому, что, как подчеркивал С.Франк, «пределы благотворности какого-либо государственного порядка суть пределы благотворности принуждения. Никогда не следует забывать, что самые справедливые политические реформы конкретно исполняются агентами исполнительной власти, т.е. в конечном счете - полицией. Задача же полиции, по меткой формуле Глеба Успенского, состоит в том, чтобы «тащить и не пущать»...

Но может быть, причина неудачи - в «искажении подлинного марксизма», что произошло в СССР (речь об этом шла в моих предыдущих постах)?
Нет, «созидательный потенциал» и классического марксизма был исчерпан уже к началу XX столетия. Я предлагаю Читателю вспомнить хотя бы одну развитую страну Запада, в сегодня которой действовала бы авторитетная и многочисленная коммунистическая партия.

Так что, причина катастрофы сущностная. Не может человек (конечно, если он не барон Мюнхаузен) «вытащить самого себя за волосы из болота» - между тем, именно на данном принципе и строился марксизм.

Поэтому остается признать: для «гашении звериного» в людях нужен фактор надчеловеческого уровня.

Требуемый механизм предлагает синергетика. Вот что важно для нашей темы.
Первое. Человеческое общество, являясь сложной самоорганизующейся системой, имеет цель своего развития; она находится «вне общества», общество же получает от нее управляющие/корректирующие воздействия. Цель в общем случае называют аттрактором (от английского attractor — притягиватель). В нашем  же случае — это Главный Аттрактор (ГА).
Второе. Только находясь «в луче» ГА (по приблизительной аналогии — пока капитан судна видит огонь маяка), общество успешно развивается; «выпадая» из его «луча», оно весьма быстро «ложится на траекторию», ведущую к катастрофе.
Третье. ГА управляет обществом «затачивая» ценностные позиции людей в соответствии с общей направленностью эволюции человечества. И такой направленностью является формирование как раз тех параметров личности и общества, которые соответствуют коммунистическому идеалу.
Четвертое. Православие исходит, в сущности, из этой же логики. В частности, категориям синергетики «Главный Аттрактор» и  «луч Главного Аттрактора» - соответствуют базовые структуры, обозначаемые понятиями: «Бог Сын» и «Бог Дух Святой». Однако тот вариант «входа в луч аттрактора», который предлагает православная Церковь - как было показано, выше, не может стать «нравственно-смысловым мотором» для российского общества в целом.  

Значит, нужен другой механизм «входа в луч ГА». Он известен. Но сначала посмотрим — как в принципе работает аттрактор.

Предположим, молодая семья принимает решение: «завести» ребенка. Факт принятия такого решения (даже до наступления беременности!) и означает вход в луч уже имеющегося аттрактора «семья с ребенком».
Тут же же разворачиваются кардинальные перемены в семье. Будущие папа и мама прикидывают свои финансовые возможности, затевают в квартире ремонт или переезжают в новую, оба бросают курить; будущая мама подбирает для себя (из Интернета, из литературы и т.д.) режим дня, систему питания и комплекс гимнастики, прикидывает состав своего нового гардероба; они покупают то, что уже можно купить, выбирают варианты имени и т.д.
Иными словами, возникает поразительная ситуация: реального ребенка еще нет, а жизнь семьи уже меняется кардинально. И ведь все это требует очень значительных усилий: физических, психологических, наконец, финансовых, т.е. известного самоотречения. И заставляет будущих родителей идти на это — аттрактор «семья с ребенком», к которому они «подключились».
Особо подчеркну: этот аттрактор создает для будущих папы и мамы очень жесткий «коридор», который не оставляет им выбора: они либо следуют всем его «предписаниям», либо будет беда - как минимум, проблемы при родах.

Так действует аттрактор, занимающий несоизмеримо более «скромное» положение по сравнению с Главным Аттрактором. Нужно ли сомневаться о том, что несопоставимо большая мощь - ГА, после того как в его «луч» будет введена Россия, СМОЖЕТ заставить всех следовать заданным «коридором»!

Значит, встает вопрос: как технически возможно несиловое «подключение» России к Главному Аттрактору?

Такой механизм известен, и он уже однажды применялся (разумеется, интуитивно) Сталиным.
Сталин, приняв решение «развернуть» страну от НЭПа к индустриализации и коллективизации —  осенью 1929 г. поместил в газете «Правда»статью «Год великого перелома. К ХII годовщине Октября». Решение о «подключении» страны к ГА, объективно, содержалось в следующих словах: «...партия сумела целесообразно использовать наше отступление на первых стадиях новой экономической политики для того, чтобы потом... организовать перелом и повести успешное наступление на капиталистические элементы».

И все. Человек, имеющий право говорить от имени всей страны и опубликовав статью - ввел страну в луч ГА, поскольку переход к индустриализации и коллективизации в тех условиях означал возобновление строительства социализма как первой фазы коммунистического общества.. И это «перенастроило» все идущие в СССР социально-экономические и политические процессы. Страна и народ вступили, по сути, в другое время.

Сегодня нам также необходимо будет найти конкретные шаги на долгом пути к реализации коммунистической идеи.
Как я показал в своем первом посте, сегодня такими шагами должна стать инициатива о создании «Европы от Лиссабона до Владивостока».
  • +0.06 / 1
  • АУ
ОТВЕТЫ (1)
 
 
  vasiliy chapaev ( Слушатель )
28 дек 2014 18:00:38

А почему бы России не остаться Россией? А не быть частью Европы (от Бреста до Владивостока). А еще лучше -, пусть Европа станет частью России, и Россия станет от Бреста до Владивостока. Да, точно!
  • +0.00 / 0
  • АУ