Школьная математика. Вчера, сегодня, завтра.
333,918 474
 

  Миклухо ( Слушатель )
31 дек 2014 в 20:00

Тред №869598

новая дискуссия Дискуссия  260

Похоже на то, что Путин крепко настроен возродить образование. 

Только в 2014 году он предложил: 

-- пересмотреть программу русского языка; 

-- ввести единый учебник по истории; 

-- вернуть единое образовательное пространство; 

-- на первый план интеллектуальное развитие, широту подготовки и фундаментальность образования; 

-- обеспечить доступность прочных знаний для всех; 

-- главное воспитание; (А не предоставление образовательных услуг.) 

-- после длинной паузы, 11-классники написали сочинение; 

-- потребовал не брать в ВУЗы двоечников; 

(список не полон) 



Наконец -- озвучил то, что уже озвучено 1 декабря: 

"учителям дан чёткий сигнал, что имитировать работу -- недостаточно;" 



Беседе, приводимой ниже, уже 10 лет. Думается, что она не потеряла актуальность. Шаталов В.Ф. никогда не имитировал работу.



В школьные годы дети способны освоить азы всех наук



Родители утверждают, что после двухнедельного общения с Шаталовым дети перестают бояться ходить в школу и успешно осваивают самый сложный материал. С народным учителем СССР, Заслуженным учителем Украины беседует Екатерина Бабкова.

«В проблемах старшеклассников больше виноваты взрослые»
- Лет двадцать назад имена педагогов-новаторов Амонашвили, Ильина, Шаталова и других были у всех на слуху. Тогда в СССР авторская школа только зарождалась и ваш принцип обучения на «опорных конспектах» горячо обсуждался. Как вы оцениваете эффективность этой методики сегодня?

- Опорные конспекты - важный, но не главный элемент в системе работы. В иерархии он внизу, а над ним - система инспекции, проверки знаний, еще выше - спорт. Над ними - система решения задач и методика повторения знаний. В российской школе было и остается просто катастрофическое отсутствие продуманной системы повторения.

- Вы никогда не ставите «двоек». Какой должна быть система оценок в современной школе?

- Всем ученикам с первого по пятый класс надо ставить только «отлично». Абсолютно точно могу сказать, что младшеклассники не менялись уже последние полсотни лет: только исчезли значки-звездочки, галстуки и стали более яркими костюмчики, а сами дети до сих пор все искренние, трудолюбивые, контактные. Старшеклассников сложно оценивать. Я считаю, что в их проблемах в большей степени виноваты взрослые. Система работы в старших классах до сих пор не отработана. Очень сложен переход из начальной школы в среднюю. Три года дети общаются с одним педагогом, который становится для них таким же близким человеком, как и родители, а потом учителей становится пять, а то и семь. А кем доказано, что именно на рубеже третьего и пятого класса у ребенка должно меняться количество учителей? И часто из-за такого резкого перехода происходит «ломка». И не все дети с ней вовремя и безболезненно справляются. Кроме того, несмотря на то, что именно в старших классах начинаются проблемы с учебой и со сверстниками, большинство родителей к этому времени сокращают контроль за учебой ребенка до минимума, и если школьнику не везет с учителем, он фактически остается наедине с собой. Надо бы позволить учителям начальной школы преподавать хотя бы один предмет и в старших классах. Чтобы помимо «чужих» педагогов детей учила «мама». Тогда всё будет в порядке.

«Успеваемость зависит от того, насколько ребенок осознает необходимость учебы»
- От чего зависит успеваемость ребенка в школе?

- А вы вспомните: в начальной школе ведь успевают почти все: у всех отличные оценки и похвальные грамоты. Почему? Потому что родители малышам уделяют больше внимания и могут помочь в учебе. Я уверен в том, что ребенок должен находиться под опекой родителей до десятого класса. Если чересчур занятые работой родители нанимают своему ребенку гувернера, а потом репетитора, это тоже неплохо. Да, чужой человек при индивидуальных занятиях может заменить маму с папой, но всё-таки необходимое ребенку тепло он дать не сможет. Еще успеваемость зависит от того, насколько ребенок осознает необходимость учебы. Нельзя заставлять учиться. Вот, например, однажды дети из отсталого класса, в котором мне предстояло преподавать, испугались: по школе пошли слухи, что у меня очень высокие требования к ученикам. «Не хочу математику!» - прятался от меня один мальчик. Я предложил ему поучиться у меня две недели и обещал, что если ему не понравится, то отпущу к другому преподавателю. Такой эксперимент ему показался забавным. А потом он увлекся - это ведь был его выбор.

- Школьника надо хвалить или ругать?

- Ни то и ни другое. Если ребенка только ругать, он убедится в том, что ни на что не способен, и даже не будет прилагать усилия, чтобы исправиться. А если хвалить, то у него появится уверенность в собственной избранности и он так же не будет прилагать лишних усилий. Я всегда говорю своим ученикам:
«Это не я поставил тебе оценку, а ты сам себе ее поставил».

-Как учитель должен общаться с родителями учеников?

- Не хвалить и не ругать. Например, в моей школе родительские собрания обязательны для всех родителей. Мы требуем стопроцентной посещаемости от родителей потому, что на собраниях рассказываем им, как и в чем они должны помочь ребенку в следующем семестре. А вот самих детей мы на собраниях не обсуждаем. Ведь от того, что мама или папа лишний раз отругают школьника, он от этого лучше запоминать и соображать не начнет. И ученики знают, что учителя не будут жаловаться на их поведение и успеваемость, а потому не боятся и сами напоминают родителям о собрании. Однажды мама ко мне подошла: «Моего сына всегда в школах ругали, а вы вот ничего плохого о нем не сказали, он что, за полгода ничего не натворил?» «Натворил», - говорю. «Что?» - спрашивает она. «Ну если вы настаиваете, я вам расскажу, но при условии, что вы ребенку ничего не скажете и ругать его не будете. Иначе вы меня подведете: он ведь знает, я обещал ничего не рассказывать родителям. И если вы меня выдадите, он перестанет мне доверять. Ну что, рассказывать?» — предложил я. Она подумала: «Нет, тогда не надо».

«Сегодня образование бросили в бездну»
- Какую оценку вы бы поставили сегодняшней системе российского образования?

- Сегодняшнему образованию в России нельзя ставить оценку по той простой причине, что тот балл, который я поставлю сегодня, завтра будет еще ниже, а послезавтра - еще. У меня за плечами 53 года учительского стажа. И я за эти годы прошел все этапы взлетов, падений и крахов нашей школы. Но сегодня образование бросили в такую бездну, из которой никакими реформами и заменами министров его вытащить не удастся.

-Почему такой пессимизм?

- Ну вот, например, последние три-четыре года сколько было криков по поводу пресловутого единого госэкзамена И хвалили его, и ругали. А в итоге даже Москва, хоть и неофициально, но включилась в эксперимент. Но ведь по сути школьников новая экзаменационная система в правах не уравнивает. Дело в том, что во всех школах совершенно разные уровни преподавания и разные учителя. Один преподаватель в силу своего опыта и знаний может подготовить к экзамену. А другой, обыкновенный, усредненный, не может, поэтому его ученики экзамен провалят. При этом руководство региональных школ не увольняет неквалифицированных учителей, потому что в таком случае рискует вообще оставить детей без педагогов. Но и повышать профессиональный уровень учителей директор школы из глубинки не может. Так что репетиторы и взятки все равно никуда не исчезают. По cyти и единый экзамен - это новая структура, которая создает уникальные условия для имеющих власть и деньги. Кроме того, я считаю, что письменный экзамен, каким бы совершенным и современным он ни был, не определяет уровень подготовки ученика. Чтобы определить, осилит ли ребенок учебу в университете и правильно ли он выбрал вуз, нужна более глубинная проверка знаний. Поэтому нельзя отказываться от устного экзамена. Оценивать надо не уровень механической подготовки, а глубину мышления.

«Пушкин смог бы блестяще освоить математику»
- Как вы оцениваете введение профильного образования в школе?

Случаи, когда уже в 8-м классе ребенок определяет себя как, например, будущего литератора и перестает ходить на уроки математики, были всегда. И учителя на уроках всегда уделяли больше внимания отличникам, а отстающим просто «рисовали» тройки. Во всех школах из года в год кто-то оказывается отторгнут от математики, кто-то от литературы. Так что профильное образование - совсем не новшество. Вспомните, как учитель математики отстранил от математики Пушкина! Я убежден, что педагог был просто слабым человеком и говорил Александру:
«Садись, пиши стихи, а математика - это не твое». Но я также убежден, что, если бы он этого не делал, Пушкин смог бы блестяще освоить математику и это не помешало бы ему писать стихи. Он ведь и так был богат мощным диапазоном мышления, эрудицией, а если бы к его образованию добавились еще и точные науки, он смог бы создать еще более яркие произведения. Кстати, сегодня школьников отторгли or многих предметов. Например, физику попросту растерзали на куски. А ведь раньше это была одна из ведущих наук в школах. Да, она сложна по объему материала, но я не могу поверить, что мы, современные люди, можем не знать физических законов. А ведь от незнания физики и появляются увлечения мистикой, доверие к магам, экстрасенсам.

- Сокращение учебных программ зачастую объясняется перегрузкой школьников.

- В школьные годы дети способны освоить азы всех наук. Поэтому нельзя потакать им, когда они отказываются от предметов, показавшихся им сложными. Например, в моей школе на Украине даже уроки физкультуры проходят каждый день. Детям это не кажется лишней нагрузкой. Они всё успевают. Кроме того, я убежден, что сегодня нужно учить так, чтобы дети, став родителями, смогли помочь в обучении своим детям - вдруг десятиклассник, отказавшийся от химии, станет потом родителем нового Менделеева?

- Религия в школах тоже нужна?

- А вот это - нет! Входить в религию или нет - это дело персонально каждого, и школа не имеет никакого права так или иначе влиять на принятие этого решения. Тем более у нас ведь светское образование! Я думаю, идея ввести религиоведение - это временная слабость Минобразования, и скоро она сама по себе исчезнет, рассосется.

- Как сегодня можно решить проблему нехватки школьных учителей?

- Возможностей много. Профессия сама по себе не потеряла привлекательности и не стала казаться людям менее важной. Отталкивает от этой профессии в основном низкая зарплата. Но если новый министр возьмется за решение этой проблемы с умом, она исчезнет. А вот говорить о том, что снижается уровень педагогического образования, не имеет смысла. В этой профессии все зависит от желания работать. Например, в годы Великой Отечественной войны была такая практика: после десятого класса школьники могли остаться в школе. Проучиться еще год, то есть закончить одиннадцатый класс, и после этого идти преподавать. Очень многие талантливые педагоги получили всего одногодичное профессиональное образование.

«Если в школы будут пускать всех не желающих служить, это будет катастрофа»
- Как вы относитесь к идее приравнять преподавание в школах к альтернативной службе в армии?

- Мне сложно об этом говорить. Как человек воевавший, я не могу простить тех, кто увиливает от службы и не отдает долг отечеству. Впрочем, если от службы будут освобождать выпускников педагогических вузов, преподавателей в школах станет, безусловно, больше. Но если в школы будут пускать всех не желающих служить, это будет катастрофа. Что они будут преподавать детям? Ведь даже физкультуру не могут преподавать дилетанты: тренер, даже школьный, должен быть минимум кандидатом в мастера спорта.

“Газета” Май 2004 года

«Газета» — ежедневная российская общественно-политическая газета, выходившая с сентября 2001, до апреля 2010.
  • +0.04 / 2
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!