Похоже на то, что Путин крепко настроен возродить образование.
Только в 2014 году он предложил:
-- пересмотреть программу русского языка;
-- ввести единый учебник по истории;
-- вернуть единое образовательное пространство;
-- на первый план интеллектуальное развитие, широту подготовки и фундаментальность образования;
-- обеспечить доступность прочных знаний для всех;
-- главное воспитание; (А не предоставление образовательных услуг.)
-- после длинной паузы, 11-классники написали сочинение;
-- потребовал не брать в ВУЗы двоечников;
(список не полон)
Наконец -- озвучил то, что уже озвучено 1 декабря:
"учителям дан чёткий сигнал, что имитировать работу -- недостаточно;"
Беседе, приводимой ниже, уже 10 лет. Думается, что она не потеряла актуальность. Шаталов В.Ф. никогда не имитировал работу.В школьные годы дети способны освоить азы всех наук
Родители утверждают, что после двухнедельного общения с Шаталовым дети перестают бояться ходить в школу и успешно осваивают самый сложный материал. С народным учителем СССР, Заслуженным учителем Украины беседует Екатерина Бабкова.«В проблемах старшеклассников больше виноваты взрослые»- Лет двадцать назад имена педагогов-новаторов Амонашвили, Ильина, Шаталова и других были у всех на слуху. Тогда в СССР авторская школа только зарождалась и ваш принцип обучения на «опорных конспектах» горячо обсуждался. Как вы оцениваете эффективность этой методики сегодня?
- Опорные конспекты - важный, но не главный элемент в системе работы. В иерархии он внизу, а над ним - система инспекции, проверки знаний, еще выше - спорт. Над ними - система решения задач и методика повторения знаний. В российской школе было и остается просто катастрофическое отсутствие продуманной системы повторения.
- Вы никогда не ставите «двоек». Какой должна быть система оценок в современной школе?
- Всем ученикам с первого по пятый класс надо ставить только «отлично». Абсолютно точно могу сказать, что младшеклассники не менялись уже последние полсотни лет: только исчезли значки-звездочки, галстуки и стали более яркими костюмчики, а сами дети до сих пор все искренние, трудолюбивые, контактные. Старшеклассников сложно оценивать. Я считаю, что в их проблемах в большей степени виноваты взрослые. Система работы в старших классах до сих пор не отработана. Очень сложен переход из начальной школы в среднюю. Три года дети общаются с одним педагогом, который становится для них таким же близким человеком, как и родители, а потом учителей становится пять, а то и семь. А кем доказано, что именно на рубеже третьего и пятого класса у ребенка должно меняться количество учителей? И часто из-за такого резкого перехода происходит «ломка». И не все дети с ней вовремя и безболезненно справляются. Кроме того, несмотря на то, что именно в старших классах начинаются проблемы с учебой и со сверстниками, большинство родителей к этому времени сокращают контроль за учебой ребенка до минимума, и если школьнику не везет с учителем, он фактически остается наедине с собой. Надо бы позволить учителям начальной школы преподавать хотя бы один предмет и в старших классах. Чтобы помимо «чужих» педагогов детей учила «мама». Тогда всё будет в порядке.
«Успеваемость зависит от того, насколько ребенок осознает необходимость учебы»- От чего зависит успеваемость ребенка в школе?
- А вы вспомните: в начальной школе ведь успевают почти все: у всех отличные оценки и похвальные грамоты. Почему? Потому что родители малышам уделяют больше внимания и могут помочь в учебе. Я уверен в том, что ребенок должен находиться под опекой родителей до десятого класса. Если чересчур занятые работой родители нанимают своему ребенку гувернера, а потом репетитора, это тоже неплохо. Да, чужой человек при индивидуальных занятиях может заменить маму с папой, но всё-таки необходимое ребенку тепло он дать не сможет. Еще успеваемость зависит от того, насколько ребенок осознает необходимость учебы. Нельзя заставлять учиться. Вот, например, однажды дети из отсталого класса, в котором мне предстояло преподавать, испугались: по школе пошли слухи, что у меня очень высокие требования к ученикам. «Не хочу математику!» - прятался от меня один мальчик. Я предложил ему поучиться у меня две недели и обещал, что если ему не понравится, то отпущу к другому преподавателю. Такой эксперимент ему показался забавным. А потом он увлекся - это ведь был его выбор.
- Школьника надо хвалить или ругать?
- Ни то и ни другое. Если ребенка только ругать, он убедится в том, что ни на что не способен, и даже не будет прилагать усилия, чтобы исправиться. А если хвалить, то у него появится уверенность в собственной избранности и он так же не будет прилагать лишних усилий. Я всегда говорю своим ученикам:
«Это не я поставил тебе оценку, а ты сам себе ее поставил».
-Как учитель должен общаться с родителями учеников?
- Не хвалить и не ругать. Например, в моей школе родительские собрания обязательны для всех родителей. Мы требуем стопроцентной посещаемости от родителей потому, что на собраниях рассказываем им, как и в чем они должны помочь ребенку в следующем семестре. А вот самих детей мы на собраниях не обсуждаем. Ведь от того, что мама или папа лишний раз отругают школьника, он от этого лучше запоминать и соображать не начнет. И ученики знают, что учителя не будут жаловаться на их поведение и успеваемость, а потому не боятся и сами напоминают родителям о собрании. Однажды мама ко мне подошла: «Моего сына всегда в школах ругали, а вы вот ничего плохого о нем не сказали, он что, за полгода ничего не натворил?» «Натворил», - говорю. «Что?» - спрашивает она. «Ну если вы настаиваете, я вам расскажу, но при условии, что вы ребенку ничего не скажете и ругать его не будете. Иначе вы меня подведете: он ведь знает, я обещал ничего не рассказывать родителям. И если вы меня выдадите, он перестанет мне доверять. Ну что, рассказывать?» — предложил я. Она подумала: «Нет, тогда не надо».
«Сегодня образование бросили в бездну»- Какую оценку вы бы поставили сегодняшней системе российского образования?
- Сегодняшнему образованию в России нельзя ставить оценку по той простой причине, что тот балл, который я поставлю сегодня, завтра будет еще ниже, а послезавтра - еще. У меня за плечами 53 года учительского стажа. И я за эти годы прошел все этапы взлетов, падений и крахов нашей школы. Но сегодня образование бросили в такую бездну, из которой никакими реформами и заменами министров его вытащить не удастся.
-Почему такой пессимизм?
- Ну вот, например, последние три-четыре года сколько было криков по поводу пресловутого единого госэкзамена И хвалили его, и ругали. А в итоге даже Москва, хоть и неофициально, но включилась в эксперимент. Но ведь по сути школьников новая экзаменационная система в правах не уравнивает. Дело в том, что во всех школах совершенно разные уровни преподавания и разные учителя. Один преподаватель в силу своего опыта и знаний может подготовить к экзамену. А другой, обыкновенный, усредненный, не может, поэтому его ученики экзамен провалят. При этом руководство региональных школ не увольняет неквалифицированных учителей, потому что в таком случае рискует вообще оставить детей без педагогов. Но и повышать профессиональный уровень учителей директор школы из глубинки не может. Так что репетиторы и взятки все равно никуда не исчезают. По cyти и единый экзамен - это новая структура, которая создает уникальные условия для имеющих власть и деньги. Кроме того, я считаю, что письменный экзамен, каким бы совершенным и современным он ни был, не определяет уровень подготовки ученика. Чтобы определить, осилит ли ребенок учебу в университете и правильно ли он выбрал вуз, нужна более глубинная проверка знаний. Поэтому нельзя отказываться от устного экзамена. Оценивать надо не уровень механической подготовки, а глубину мышления.
«Пушкин смог бы блестяще освоить математику»- Как вы оцениваете введение профильного образования в школе?
Случаи, когда уже в 8-м классе ребенок определяет себя как, например, будущего литератора и перестает ходить на уроки математики, были всегда. И учителя на уроках всегда уделяли больше внимания отличникам, а отстающим просто «рисовали» тройки. Во всех школах из года в год кто-то оказывается отторгнут от математики, кто-то от литературы. Так что профильное образование - совсем не новшество. Вспомните, как учитель математики отстранил от математики Пушкина! Я убежден, что педагог был просто слабым человеком и говорил Александру:
«Садись, пиши стихи, а математика - это не твое». Но я также убежден, что, если бы он этого не делал, Пушкин смог бы блестяще освоить математику и это не помешало бы ему писать стихи. Он ведь и так был богат мощным диапазоном мышления, эрудицией, а если бы к его образованию добавились еще и точные науки, он смог бы создать еще более яркие произведения. Кстати, сегодня школьников отторгли or многих предметов. Например, физику попросту растерзали на куски. А ведь раньше это была одна из ведущих наук в школах. Да, она сложна по объему материала, но я не могу поверить, что мы, современные люди, можем не знать физических законов. А ведь от незнания физики и появляются увлечения мистикой, доверие к магам, экстрасенсам.
- Сокращение учебных программ зачастую объясняется перегрузкой школьников.
- В школьные годы дети способны освоить азы всех наук. Поэтому нельзя потакать им, когда они отказываются от предметов, показавшихся им сложными. Например, в моей школе на Украине даже уроки физкультуры проходят каждый день. Детям это не кажется лишней нагрузкой. Они всё успевают. Кроме того, я убежден, что сегодня нужно учить так, чтобы дети, став родителями, смогли помочь в обучении своим детям - вдруг десятиклассник, отказавшийся от химии, станет потом родителем нового Менделеева?
- Религия в школах тоже нужна?
- А вот это - нет! Входить в религию или нет - это дело персонально каждого, и школа не имеет никакого права так или иначе влиять на принятие этого решения. Тем более у нас ведь светское образование! Я думаю, идея ввести религиоведение - это временная слабость Минобразования, и скоро она сама по себе исчезнет, рассосется.
- Как сегодня можно решить проблему нехватки школьных учителей?
- Возможностей много. Профессия сама по себе не потеряла привлекательности и не стала казаться людям менее важной. Отталкивает от этой профессии в основном низкая зарплата. Но если новый министр возьмется за решение этой проблемы с умом, она исчезнет. А вот говорить о том, что снижается уровень педагогического образования, не имеет смысла. В этой профессии все зависит от желания работать. Например, в годы Великой Отечественной войны была такая практика: после десятого класса школьники могли остаться в школе. Проучиться еще год, то есть закончить одиннадцатый класс, и после этого идти преподавать. Очень многие талантливые педагоги получили всего одногодичное профессиональное образование.
«Если в школы будут пускать всех не желающих служить, это будет катастрофа»- Как вы относитесь к идее приравнять преподавание в школах к альтернативной службе в армии?
- Мне сложно об этом говорить. Как человек воевавший, я не могу простить тех, кто увиливает от службы и не отдает долг отечеству. Впрочем, если от службы будут освобождать выпускников педагогических вузов, преподавателей в школах станет, безусловно, больше. Но если в школы будут пускать всех не желающих служить, это будет катастрофа. Что они будут преподавать детям? Ведь даже физкультуру не могут преподавать дилетанты: тренер, даже школьный, должен быть минимум кандидатом в мастера спорта.
“Газета” Май 2004 года
«Газета» — ежедневная российская общественно-политическая газета, выходившая с сентября 2001, до апреля 2010.