ВМФ/ВМС
18,022,663 45,764
 

  GeorgV ( Слушатель )
09 янв 2015 14:41:54

В России появится подводный беспилотник

новая дискуссия Новость  138

В России появится подводный беспилотник
Источник: http://rusvesna.su/future/1420745780

Инженеры из лаборатории автономных систем МФТИ в Жуковском создают небольшого робота, способного плавать в океане до полугода. Из-за сходства с летательным аппаратом его называют подводным планером.

Беспилотники под водой востребованы не менее чем в воздухе.

Инженеры из лаборатории автономных систем МФТИ в Жуковском создают небольшого робота, способного плавать в океане до полугода. Из-за сходства с летательным аппаратом его называют подводным планером.

Беспилотники под водой востребованы не менее чем в воздухе. Океанологи давно используют небольшие автономные аппараты для наблюдения за течениями, измерениями солености и загрязнения воды.

В нашей стране подводные беспилотники не производят, купить их за рубежом нельзя — не продают. А интерес к ним у исследователей океанов велик, причем во всем мире. В этом Максим Овдиенко, один из разработчиков подводного планера, убедился сам, когда общался с сотрудниками в Институте океанологии им. Ширшова РАН в Москве.

К работе над подводным автономным аппаратом Максима подключил его научный руководитель Антон Варюхин, теперь — заместитель руководителя лаборатории. Задача оказалась нетривиальной, изобретателям предстояло решить множество теоретических и инженерных проблем.

Они изучили различные конструкции подводных аппаратов, описания которых доступны в интернете, и поняли, что могут предложить устройство получше. Рассчитали оптимальную форму аппарата — наподобие обтекаемого с обоих концов корпуса самолета. Вычислили траекторию движения, напоминающую синусоиду, чтобы аппарат тратил меньше энергии.Для этого к корпусу нужно прикрепить крылья с обеих сторон. Тогда он сможет плавно скользить в воде, используя подъемную силу крыла, как планер.

Корпус планера состоит из трех частей — центральной капсулы из дюралюминия и двух концевых обтекателей из стеклопластика. Такая конструкция обеспечивает герметичность.Внутри находится балластная система поршневого типа, аккумулятор, инерциальный навигационный блок, датчик давления, GPS, радиомодем. При длине 1,2 метра, робот весит 11 кг. Корпус покрыт стекловолокном и покрашен в желтый цвет.

— Чтобы отпугивать хищников, — пошутил Максим.

На самом деле, яркий цвет нужен, чтобы без труда заметить робота в воде во время испытания. Планер движется за счет изменения плавучести. Изначально, перед спуском, он лежит на поверхности воды в равновесии. Затем он начинает набирать во внутреннюю капсулу воду и тонуть.

Подъемная сила крыла придает горизонтальное направление движению и заставляет планер скользить плавно в глубину под углом 18 градусов, пока он не достигнет расчетной отметки — о чем его предупреждает датчик давления. Затем аппарат начинает выпускать воду и всплывать также плавно, как и тонул.

На поверхности он устанавливает связь со спутником и передает данные наблюдений. После всплытия его можно перенастроить, скорректировать ему курс. Ученые рассчитали, что так погружаясь и всплывая, планер может курсировать в океане месяцами. Энергия требуется ему только для изменения плавучести в верхних и нижних точках траектории.

У него нет изнашивающихся частей, поэтому промежуточный ремонт ему не нужен. Рабочий прототип плавает в воде без подзарядки две недели, а с аккумулятором большей емкости протянет месяца два.

Разработчики понимают, что в океане аппарат поджидают множество нестандартных ситуаций — он может запутаться в сетях, водорослях, напороться на что-то при всплытии и т. д. Одно из решений — установить сзади винт, который будет включаться в критический момент, чтобы робот попытался уйти от опасности.

Полный текст, фото и видео - здесь: http://rusvesna.su/future/1420745780
Отредактировано: GeorgV - 09 янв 2015 14:43:15
  • +0.58 / 7
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!