Цитата: Senya от 19.02.2009 21:39:35
Тут главное, чтобы модель не поперла против естественных закономерностей (как идеальная женщина ростом в метр с квадратной головой). Как бы ни клали асфальт строители, люди во дворах протаптывают свои тропинки. Чтобы мы не напридумывали с городами, итоговый результат как минимум будет удовлетворять "кольцам Тюнена" и "правилу Ауэрбаха" (население любого города примерно равно населению самого большого города в государстве, деленному на порядковый номер города). В отдаленной перспективе скорее всего будет "сетка Кристаллера" с поправками на местность. Хотя все эти принципы эмпирические, без серьезного теоретического обоснования, пренебрегать ими не резон.
Я читал работы Глазычева про развитие системы расселения в России в условиях демографического сжатия, и по сути, та модель, которую я вкратце изложил выше - это следствие из установленных им (и вполне очевидных при том) закономерностей. Имеет место процесс перетока из сельской местности в малые города, из малых городов - в большие, и из удаленных малых городов - в города, находящиеся на путях сообщения. Представленная модель касается того, как можно направить этот процесс в пользу улучшения системы. А именно - развивать и создавать новые центры на этих самых путях сообщения и "усиливать" связи между ними, с тем, чтобы они становились достаточно привлекательными и оказывались "конечной точкой" миграции, и даже оттягивали на себя население из более крупных мегаполисов, в особенности Москвы. Тем более, что это не противоречит никаким наблюдаемым эмпирическим принципам и вполне реализуемо на практике (в отличие от той же "двухэтажной России", которую в ближайшие лет пятьдесят не выстроить).