Юго-Восточная Азия и другие регионы. Литературно-исторические исследования..
20,707,488 50,479
 

  footuh ( Практикант )
24 фев 2009 14:25:22

Тред №89102

новая дискуссия Дискуссия  333

Извините великодушно - нет совсем времени, а тут был очень важный вопрос про катаров и Вольтера с де Садом. Надо бы на него ответить, а тут руки все не могут дойти.
Ну да уж - как-нибудь. Извиняюсь заранее, но то, что будет написано далее - может быть воспринято как жестокая профанация неких региональных религий, так что должно быть воспринято как мое сугубое ИМХО. Однако, - по сути своей - данное ИМХО было вызвано достаточно долгим изучением данных верований и - возникающая профанация имеет причиной лишь то, что необходимо уложить весьма обширный материал в очень узкие рамки, а не само мое отношение к данной религиозной системе. Надеюсь, что сказал - понятно.

Итак, - в некотором царстве, в некотором государстве жили были боги и демоны. Богов для простоты звали дэви, а демонов - ракшасами, ну да не в том суть. А суть в том, что дэви и ракшасы очень не любили друг друга и поэтому - воевали. Наконец, было им предсказание, что победу в вечной войне одержит та сторона, которая сможет привлечь к себе - Всемирного Змея Апопа. И вот схватили эти самый дэви и ракшасы Всемирного Змея (дэви за голову, а ракшасы за хвост - если быть точным) и принялись тянуть - каждый за свою сторону. А стояли они на разных берегах Причинного океана, и Змей, которому вся эта процедура не нравилась - принялся биться в судорогах, взбивая воды Причинного Океана в пену и пузырьки кармы. Именно эта пена и пузырьки кармы и есть - явленный нам мир. Тут первой сказке конец.

Вторая сказка случилась опять в том же самом царстве-государстве. В ходе великой войны деви и ракшасов - боги стали проигрывать. И тогда один из них - придумал амриту, - напиток бессмертия. Боги накушались этого самого напитка и принялись куролесить. Пока они безмятежно оттягивались - на их пир пробрался Всемирный Змей Апоп, который тоже напился амриты. Это заметили и Вивасван - Бог Солнца кинул в Апопа свой солнечный диск, разрубив того пополам. Однако тот уже напился амриты и не умер, но продолжает жить в двух лицах - своей умной, но бессильной голове, и могучем, но глупом Хвосте... бла-бла-бла... Таким образом, - бессмертием обладают только все боги и единственный демон-ракшас - Дракон Апоп.

Я нарочно свел в очень короткую форму два очень важных мифа хинаяны. Никто в индуизме не решится - вот так рассказать их подряд, потому что ежели все местные мифы лишить избыточной шелухи и свести к простой сути, получится вывод удивительнейший.
1) Победу в извечной битве деви и ракшасов должна одержать та сторона, на которой будет Дракон Апоп.
2) В более позднем мифе - Апоп - ракшас и враг богов. Следовательно - демоны обязаны победить.
3) Однако боги - бессмертны, а демоны - смертны, почему же демоны побеждают? Ответ - Боги бессмертны и БЕСПЛОДНЫ (в смысле естественного прогенитивного процесса - истории про слоновью голову Ганеши мы здесь опустим), а вот демоны пусть и смертны, зато - многоплодны, а самое главное - для спасения себя как рода - постоянно готовы на самопожертвование. Именно в способности демонов к самопожертвованию - заключена главная причина их безусловной победительности в извечной вражде с богами.
4) В чем же заключается "победительность" демонов? А в том, что они УЖЕ завоевали реальный мир. Боги сейчас существуют только в мире "горнем" - в виде бессмертных Идей, а вот царство Материи, или Майи - Царство Демонов. Вы должны иметь хоть что-либо, чтобы иметь возможность этим пожертвовать, - не так ли? Чтобы Умереть - вы должны, извините за подробность - хотя бы немножечко - Жить...
5) Короче говоря, извините за подробность, - хинаяна - неявно утверждает удивительнейшую весчь - ВСЕ ЖИВОЕ - ЕСТЬ ПОРОЖДЕНИЕ ДЕМОНОВ. А вот НЕживое - и есть проявление Божественного.
6) Именно этим и объясняется то, что на полуострове Индостан - все государства, которые чего-либо стоили - были - НЕ-Индуистскими, а то что вы видите в образе иогических/тантрических практик - на деле - УМЕРЩВЛЕНИЕ ПЛОТИ, так как именно ПЛОТЬ - по мнению хинаяны - вместилище Греха и Демонов. Целью и Идеалом правоверного Индуиста - не строительство Государства, или Великой Империи - но СМЕРТЬ/прекращение цикла бесконечных перерождений. Вот такая - специфичная культурная традиция.

Приведенные выше тексты появились относительно давно - семантический анализ этих произведений показывает, что они появились не ранее 8 века до н.э (но и не позднее 3-го века до н.э). Перейдем в эпоху чуть ближе.

Итак - примерно 3 век нашей эры. В Персии появился товарищ Мани, а в Риме - Ориген Александрийский. Необходимо отметить, что этот период характерен известным "брожением умов" - тогдашние астрологи предсказывают тогдашний "конец света", - уже у Марка Манилия идут многочисленные пассажи о том, что "Князь Тьмы" перенесет свой престол и Вечного Города и отринет "богов", что и станет предвестником "конца Света". Он даже указывает место - куда именно перенесут Вечный Город, - из области Овна в область Скорпиона. Что самое забавное, - астролог был прав - перенос столицы из Рима в Константинополь - фактически означил конец одного государства и появление совершенно иного - Византии - с её собственным циклом и культурным укладом, и для того же Манилия (если бы он дожил до того дня) это и впрямь стало бы "концом света", ибо Константин Великий действительно отринул "богов". (Кстати - завершение эры Рыб по Манилию произойдет точно так же, - "страна Козерога"/"Страна Тьмы"/"Порта Инферна" - на пике своего могущества сокрушит своего последнего соперника "Страну Света"/"Альбион"/"Порта Суперна" и объединит под собой "полусферу земной тверди" и "полусферу Водной среды". Возникшее гигантское государство - получит единую столицу "у врат Ада" (то бишь примерно - где-то меж нынешними Тверью и РязаньюПодмигивающий - и на этом История всего мира закончится. Придет Конец Света.
Логика здесь такова - Овен и Скорпион имеют общее управление и поэтому столица Империи - должна передвинуться из Рима в Константинополь (или хотя бы - область его). Скорпион и Козерог - "Знаки Тьмы" - поэтому следующим логическим шагом из Константинополя может и должен быть шаг именно в знак Козерога. Так написано у Блаженного Августина, который таким образом пытался вычислить грядущего врага Святой Римской Церкви. У него получилось, что главным врагом Рима был Константинополь, а в области Козерога в его дни значительных городов/стран не было и - он попросту посмеялся древнему для его времен предсказанию. Помните - "Воздайте Кесарево - кесарю, а Божье - Богу"? Что могло грозить Богу в мире Августина, если только в Константинополе был трон Кесаря, а больше бежать Кесарю было некуда? Веков через несколько, когда турки заняли город и дали ему имя Стамбул - именно пророчество Августина объединило Европу в единый фронт против турок. А еще через пару веков - после разгрома Карла Двенадцатого, Железного Фрица и Бонапарта-Антихриста - в Европе и призадумались, - того ли они последние века с таким усердием мочат? А что если Манилий, а вслед за ним и Августин - правы и "трон Кесаря" давно уже перебрался из "владения Скорпиона" - в "Царство Козерога" - как и было предсказано. Тем более, что местные товарищи - не шибко стесняясь зовут столицу свою - "Третий Рим" и похоже именно Манилием и Августином - весьма вдохновляются. Тогда-то и появились пророчества Толкиена и прочие Адольфы Алоизовичи... - чтобы так сказать претворить в жизнь, - что задумано. Но я отвлекся.
Итак - 3-ий век после Р.Х. Время весьма неспокойное и - мыслители в самых разных государствах и странах начинают вдохновляться - соседними источниками. Процесс этот весьма хорошо известен и подтвержден, - например в Файюмском оазисе (если вы смотрели "Сатирикон" - на этих фресках фильм заканчивается) - имеется целая композиция, изображающая старца (эта часть сильно разрушена) и молодого красавца, под которым стоит подпись - "caecas", что означает "слепец". Данная фреска подтверждает начало широких культурных обменов с Индией, ибо - сам сюжет фрески, - индуистский миф о Кришне и Раване (или о том, почему "планета любви" Венера покровительствует демонам-ракшасам, а не богам-дэви), исполненный тем не менее - римским художником.
Как только мы осознаем сам факт взаимопроникновения и взаимодействия индуистских и античных верований, - становится легче и проще понимать тексты Оригены и Мани, - все эти Древа Добра и Зла, сонмы Божеств и Демонов - вечно ведущих борьбу за Вселенную и даже само Право Выбора на Сторону Добра, или Зла, которым так грешит манихейство.
Сама идея того, что Зло - связано с Материей, а добро с нематериальным Эфиром - в текстах Оригены доходит до утверждения, что Зло уже победило в реальном мире (в этом он целиком солидарен с индуистскими первоисточниками) и все, что может достичь индивид это - возможно быстрее - постом, самобичеванием и молитвой - перевести себя из этого мира - в следующий. Иными словами - Оригена на просвещенный, античный лад утверждает, что самое правильное, что может сделать человек, это - как можно быстрее и качественней достичь смерти, а точнее - конца цикла перерождений. А самое верное, что он может сделать в процессе, - помочь в том окружающим. Иными словами - УБИТЬ ИХ. Вот такой самый первый "добрый человек" - Оригена.
Пропустим немного веков. "Добрые люди" размножились. Теперь их называют - "катары". Катар, - если вы не в курсе, это - "клык", - специальный нож, надеваемый на запястье. Если вы смотрели недавний наш сериал "Среди Волков" - так вот там герой Балуева - вооружен как раз этим катаром, которым он фактически "вырывает горло" у окружающих (Да, вы правы - если заметили, - заболевание верхних дыхательных путей - катар и - название этого ножа - совпадают. И это совпадение не случайно.)
"Добрые люди" - теперь практикуют - массовые ночные бдения, посты, молитвы, бичевания, свальный грех (тантрические практики) и т.д. Несогласных вырезают - целыми семьями. При этом считается, что убитым оказано благодеяние, ибо в очередном перерождении - жизнь последних улучшится. А ежели не улучшится, так - по-любасу они уже на один шаг ближе к концу цикла перерождений. Вот такая вот очень "добрая религия", проповедуемая "добрыми людьми". Сами "добрые люди" числят себя при этом - "бессмертными", ибо они знают некую тайну, которая позволит им сохранить "самость" в итоге очередного перерождения. Все прочие - по их мнению, - "сосуды греха" и будучи "смертными" - ничего кроме смерти и - не заслуживают. Мало того, - главный цимес религии альбигойцев заключается в том, что целиком взято из индуистской религии, - "добрые люди" - "дважды рожденные" (прямая калька с индуистских воззрений) обладают даром бессмертия именно потому, что РОДИЛИСЬ в конкретном месте и от конкретных родителей. Таким образом - "Альбигойцем" может быть исключительно уроженец прежнего Арелата, Лузитании и Окситании, а все остальные - враги и должны быть - вырезаны. Вот именно за совокупность всех этих прибабахов - против этих "добрых людей" и возникли крестовые походы в самом сердце Европы.
Отмотаем еще несколько веков. Перед нами Франсуа-Мари Аруэ более известный публике, как Вольтер. Родился в Париже в семье выходцев из Лузитании (то есть - по крови имел право быть альбигойцем), обучался в иезуитском Колледже - по выходе вступил в общество Тампля (по мнению окружающих - том, во что эволюционировал некогда разгромленный Орден Тамплиеров), став секретарем герцога Вандома - тогдашнего главы Мальтийского Ордена. Не будем дальше углубляться в его биографию, - гораздо более интересным для нас будут убеждения милейшего Аруэ. А он их и не скрывает, - достаточно вчитаться в "Путешествия Микромегаса", или "Кандида". Оставим в стороне - анти-религиозную и анти-клерикальную сторону творчества товарисча, - вдумаемся в то, что он пишет.
А пишет Вольтер вещи более чем занимательные - окружающий нас мир - химера. Жизнь это - сон. Спасти себя можно - либо добродетельной жизнью (то бишь жесткой аскезой и умерщвлением плоти), либо в борьбе с ненавистными Государством и Церковью. Открываем тексты "добрых людей" времен осады Каркассона - и дивимся, - как "добрый человек" Вольтер - все эти века хорошо сохранился. Разве что нож-катар больше не носит. Впрочем, перо его - пострашнее иного ножа будет...
Мало того, - Вольтер саму свою жизнь воспринимает как бесконечную борьбу с Господом. Это выглядит странно, так как очень неожиданно наблюдать войну со своим же Создателем, однако - надобно понимать, что если Вольтер - скрытый катар, то Христианский Бог для него, лишь Демон, создающий Мир Материи, а истинный Бог для Вольтера это тот, кто вдохнул в него бессмертную душу. Именно поэтому он на смертном одре так проклинает "Земного Бога", который посредством его собственной - гниющей плоти - столь мучает нашего "фернейского помещика". Коротко говоря, - перед нами тот самый протест "бессмертного духа" против "смертной плоти", который известен нам еще аж с индуистских мифов - "откуда что повелось". Ну и... Раз дух самого конкретного Вольтера - "бессмертен", то ему - глубоко наплевать на жизни "черни", которые "ничего не стоят" и которые тот призывает "жертвовать тысячами ради свержения власти попов и тиранов". Ибо - "Люди низкие не имеют души и от этого - легко родятся". Вот он - тот самый корень, из которого растут - что Адольф Алоизыч, что Владимир Ильич. Вот оно - "расстреляйте десяток буржуев для профилактики".
Но это - Вольтер. Человек - возвышенный. Есть пример и гораздо более приземленный - маркиз де Сад. С этим вообще все понятно, - он наследный владелец древних Арелатских земель, - владения родителей его возле Арля, - одного из весьма известных оплотов "добрых людей" в древние времена.
Путь де Сада в эту компанию - более заковыристый, - в 1759 году де Сад за храбрость и геройство произведен в капитаны Бургонского (то бишь - родового, так как де Сад уроженец Бургундии) полка. Полк был боевым, однако именно подразделение де Сада несло карательные функции. Бургундия - граничит с германскими землями, так что - молодому человеку - было где оторваться. Далее - начинаются разногласия, - то ли молодой капитан пытая, да насилуя пленников - сам довел дело до того, что с ним даже сослуживцы отказывались ручкаться, то ли - согласно неофициальной легенде - де Сад попал в плен, был узнан как палач и мучитель - и - на своей шкуре узнал все то, что он со своими пленниками проделывал - вплоть до того, что его приохотили ко всему этому. Потом его - то ли отпустили, то ли - из плена выкупили. Как бы ни было - в 1763 году де Сад вышел в отставку - БЕЗ повышения в чине (то есть капитаном, как и служил). Для французской армии - это скандал, особенно если учесть, что речь идет о маркизе, имеющем собственную корону. В таком возрасте - таким людям положено было быть - не менее чем полковниками, - особенно - в миг отставки. (Для Франции той поры было характерно "возвышение пинком" - бесталанный офицер выводился за штат обязательно с повышенным выходным пособием, - отставка с повышением в звании была нормой. Маркиз, отставленный в звании капитана, это было что-то неслыханное.)
Далее начинаются всем известные штуки, на которых я не хочу останавливаться, однако - необходимо отметить - особенности поведения де Сада. Он скрупулезен, - обязательно ведет счет ударам плетьми, - что себе. что своей жертве. Тексты де Сада - изобилуют отсылками к идеям "добрых людей" и поразмыслив немного мы понимаем, что в сущности перед нами - то ли сухое изложение неких тантрических практик, исповедуемых старинныфми альбигойцами, то ли опусы по истязанию плоти, характерные опять же для этих источников. (по крайней мере это - не эротика.)
А теперь смотрим на ситуевину в целом. Эпоха Революции, - народу нада хлеба и зрелищ. Появляются книжки, издаваемые... - вы не поверите - Обществом Тампля!!! - двойными блочками: первая половина "Вольтер - Кандид", вторая - "де Сад - Жюстина". Первая половина "Вольтер - Приключения Микромегаса", вторая - "де Сад - Философия в будуаре". Объяснение занимательно: - "Хотя бы одну половину книжки - люди прочтут".
Иными словами, - у де Сада в "Философии в будуаре" и Вольтера в "Путеществии Микромегаса" - есть нечто, что должно быть донесено до читающей публики - так, или иначе. И это нечто в приключениях пришельца с Сириуса и садистском триумфе плоти - ТО ЖЕ САМОЕ. Иными словами - "Общество Тампля" - вскормившее - что того автора, что - этого, - ставит меж ними - ЗНАК РАВЕНСТВА, осознавая, что один автор должен "окучить" один сегмент рынка, а второй - другой. А уж - что именно - то же самое - у опусов Аруэ и де Сада, - должно решать читателям.

Я думаю, что это - "то же самое" - причина того, что Наполеона закономерно считали Антихристом. Потому что это он - Наполеон Бонапарт давал свои разрешения на то, чтобы "Общество Тампля" издавало книжки Вольтера и де Сада в одном флаконе.

Извините, что скомкано и сбивчиво.
  • +0.16 / 6
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!