Южно-Китайское море: ситуация может обостриться
Похоже, мы действительно наблюдаем процесс раскрутки череды настораживающих событий “на Индо-Тихоокеанском пространстве”, а внешнеполитическая активность последних месяцев лидеров ряда ведущих региональных держав перестаёт выглядеть слабо
мотивированной.
Особого внимания, в частности, заслуживает всё, что происходит в субрегионе Юго-Восточной Азии (ЮВА). Хотя есть и другие не менее “подозрительные” зоны, требующие столь же пристального внимания, например, Корейский полуостров, острова Сенкаку/Дяоюйдао, Тайваньский пролив.
Органичный элемент ЮВА Южно-Китайское море (ЮКМ) связывает в единое целое ареалы Индийского и Тихого океанов. Вместе с Малаккским проливом ЮКМ является ключевым и самым уязвимым звеном, едва ли не важнейшего в современной геополитике и мировой экономике морского торгового маршрута, выходящего из зоны Персидского залива и восточного побережья Африки.
Кроме того, под дном самого ЮКМ, по некоторым (но пока твёрдо не подтверждённым) данным, может залегать примерно такое же количество углеводородов, как и в зоне Персидского залива.
Таким образом, борьба за контроль над акваторией ЮКМ и территориями расположенных по его побережью стран (которая де-факто уже давно ведётся между Китаем – с одной стороны и США, Японией, Индией – с другой) имеет переплетающиеся между собой экономические, политические и военно-стратегические мотивы.
Обратить внимание на два последних мотива дал повод визит премьер-министра Вьетнама Нгуен Тан Зунга в Индию, состоявшийся в конце октября прошлого года. В ходе переговоров с индийским коллегой Нарендрой Моди стороны принципиально договорились о продаже Вьетнаму четырех патрульных катеров для вьетнамской морской пограничной службы на сумму в 100 млн. долл. Детали соглашения будут доработаны по линии военных ведомств.
В ходе встречи вьетнамский гость призвал Индию “как одну из ведущих мировых держав способствовать мирному разрешению территориальных
споров”. У комментаторов итогов данного визита, а также приведенного заявления высокого вьетнамского гостя не вызвало сомнения, что они обусловлены очередным резким обострением споров между Вьетнамом и Китаем за несколько коралловых архипелагов в ЮКМ.
В мае 2014 г. Китай развернул морскую буровую вышку в районе Парасельских островов с целью проведения разведки и добычи нефти. Однако на владение этими островами претендует и Вьетнам, который выслал в район начавшихся работ патрульные катера. Находившийся здесь же китайский корабль пограничной службы начал в прямом смысле “вытеснять” конкурентов, следствием чего стало повреждение двух вьетнамских судов и ранение нескольких членов их экипажей...
Ссылка