А как же оно тикает?
11,407,428 15,319
 

  Dobryаk ( Практикант )
26 фев 2009 12:19:23

Тред №89640

новая дискуссия Дискуссия  298

Из воспоминаний одного из лекторов на Зимней школе по ядерной физике под Петербургом, который свою дипломную работу делал на запуске первого ядерного реактора в Челябинске-40 (ноне член-корр, живчик с острым умом, активно работающий в физике деления и нейтронной физике).

1. В 1950 году масштабы ядерной промышленности стали таковы, что нужда в серийных дозиметрах стала насущной. До этого обходились на глазок или кто чем горазд. В ЛИПАН, он же будущий институт Атомной Энергии им. Курчатова, тогдашний гл. инженер В.Я.Гольдин за год до этого сделал штанговый дозиметр, который в обиходе кроме как "поц Гольдина" и не называли. Он был выставлен на конкурс 1950 года, и докладчик и не заметил, как перешел на привычный жаргон. Как не заметила этого и публика. В конкурсной комиссии была от Минздрава высоконачальственная дама-радиолог, кто, искренне полагая что ПОЦ это сокращенное название прибора, при обсуждении заявила: "А мне больше всех удобством использования понравился именно ПОЦ Гольдина". Тут мужская часть комисии очнулась и от грохота смеха люстры закачались.
Докладчик полагает, что именно ПОЦ Гольдина и стал основой первых серийных дозиметров.

2. И еще о довольно наплевательском отношении к радиоактивности в те времена: Тот же докладчик после запуска тяжеловодного исследовательского реактора ИТЭФ, где он начинал работу после диплома, написал в стенгазету заметку, которая кончалась словами:
"Разводка наших нейтронных каналов живо напоминает мне органы размножения. Вот на каком уровне находится у нас техника радиационной безопасности". Статья имела в ИТЭФ огромный успех и народ из других корпусов -- а это там с полкилометра и более -- валом валил ее прочитать.

3. Тут ранее была (вызвавшая странную полемику) фотография ИБР-2 с сидящим на стульчике человеком, и было сказано что это Илья Михайлович Франк, директор Лаборатории нейтронной физики Объединенного института ядерных исследований в Дубне, академик, лауреат Нобелевской премии. Это подтвердил его сын Саша Франк, лектор на этой же школе, который дополнил историю фотографии:
ИБР-2 можно назвать подкритичной плутониевой бомбой, которая подкритична так как из нее в одну сторону нейтроны вылетают свободно. Когда с той стороны мимо плутониевой чушки пролетают синхронно нейтронные отражатели, то она дает вспышку. Так вот, тогдашний директор ОИЯИ Н.Н.Боголюбов панически боялся ИБР-2 и своим приказом обязал Франка лично присутствовать на монтаже ИБР-2. Если Франк заболевал или был в командировке, то монтаж приостанавливали.
Отредактировано: Dobryаk - 27 фев 2009 12:38:19
  • +0.00 / 0
  • АУ
ОТВЕТЫ (4)
 
 
  Guliaka ( Слушатель )
01 мар 2009 04:32:28

Вообще то, не эта фотография вызвала полемику, а другая часть Вашего сообщения.
Я очень горд, что Саша Франк подтвердил, что я на фото узнал своего бывшего, когда то, директора лаборатории.
Правда, не слышал такой истории, что Франк там обязан был сидеть при монтаже. Делать директору лаборатории что ли больше нечего? Да и при морозах там без обогревателя дубу дашь...А зимы то тогда были под -30-40 градусов.
Хотя, если красиво не соврать, кто ж внимание обратит...
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
  Dobryаk ( Практикант )
02 мар 2009 12:41:04


В присутствии того же Славы (Вальтера) Фурмана и еще нескольких ветеранов ЛНФ, которые охотно дополняли слова Саши Франка (а читал он в этом году лекцию о работах Ильи Михайловича по ультрахолодным нейтронам, посвященную недавнему 100-летию со дня рождения своего отца) "красиво соврать" Саше было абсолютно невозможно. И абсолютно незачем. И замечу, что И.М.Франку было вменено присутствовать на монтаже  собственно реактора ИБР-2, который шел, само собой разумеется, не на морозе под открытым небом. Саша и матерился, что человека в таком возрасте обрекли на такое.

Ну и для кучи, известная всему ядерному сообществу с еще советских времен теорема "До запуска ПИК-а Петрова всегда остается 5 лет" имеет все шансы быть опровергнутой (Напомню, что ПИК --- это исследовательский реактор с высоким потоком нейтронов, который строится в Ленинградском институте ядерной физики в Орловой роще в Гатчине, и который должен затмить по потоку нейтронов рекордный на сегодня европейский реактор Института Лауэ-Ланжевена в Гренобле. А недавно скончавшийся Юрий Викторович Петров был известным реакторщиком, автором физического проекта ПИК). Еще в бытность президентом Путин распорядился реактор достроить, деньги пошли без дураков, и через 2 года должен быть технологический пуск. И кризис на финансировании в 2009 сказаться не должен. Из-за этого ПИЯФ в очень тяжелом положении, так как в институте катастрофически не хватает людей на обслуживание работы реактора после пуска. Они скребут народ где могут, и их гостиница в Гатчине наполовину отдана под жилье, и они активно отбирают служебные квартиры, где жили сотрудники института из Питера. Буквально на прошлой неделе своей служебной квартиры лишился теоретический отдел ПИЯФ.
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
  Инженегр ( Слушатель )
02 мар 2009 19:49:44

Скажите, Добряк, а разве ныне эта теорема звучит не так:
"До пуска акад. Велиховым и иже с ним термоядерного энергетического реактора с положительным балансом, всегда остаётся 15 лет"?  :D
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
  Dobryаk ( Практикант )
02 мар 2009 19:58:14

Когда был студентом и аспирантом,  то после превоначального успеха с советскими Токамаками (это было дело Льва Арцимовича, Велихова там и рядом не лежало) энтузиазм был невиданный. Формулировка о 15 годах как-то прошла мимо меня --- может и говорили, но я не слышал. А вот ПИК невезунчик, и из-за катастройки он долгострой невиданный, и теорему о пяти годах слышал на протяжении многих лет от самого Ю.В.Петрова -- отца ПИК.
  • +0.00 / 0
  • АУ