Тред №89640
новая дискуссия
Дискуссия
298
Из воспоминаний одного из лекторов на Зимней школе по ядерной физике под Петербургом, который свою дипломную работу делал на запуске первого ядерного реактора в Челябинске-40 (ноне член-корр, живчик с острым умом, активно работающий в физике деления и нейтронной физике).
1. В 1950 году масштабы ядерной промышленности стали таковы, что нужда в серийных дозиметрах стала насущной. До этого обходились на глазок или кто чем горазд. В ЛИПАН, он же будущий институт Атомной Энергии им. Курчатова, тогдашний гл. инженер В.Я.Гольдин за год до этого сделал штанговый дозиметр, который в обиходе кроме как "поц Гольдина" и не называли. Он был выставлен на конкурс 1950 года, и докладчик и не заметил, как перешел на привычный жаргон. Как не заметила этого и публика. В конкурсной комиссии была от Минздрава высоконачальственная дама-радиолог, кто, искренне полагая что ПОЦ это сокращенное название прибора, при обсуждении заявила: "А мне больше всех удобством использования понравился именно ПОЦ Гольдина". Тут мужская часть комисии очнулась и от грохота смеха люстры закачались.
Докладчик полагает, что именно ПОЦ Гольдина и стал основой первых серийных дозиметров.
2. И еще о довольно наплевательском отношении к радиоактивности в те времена: Тот же докладчик после запуска тяжеловодного исследовательского реактора ИТЭФ, где он начинал работу после диплома, написал в стенгазету заметку, которая кончалась словами:
"Разводка наших нейтронных каналов живо напоминает мне органы размножения. Вот на каком уровне находится у нас техника радиационной безопасности". Статья имела в ИТЭФ огромный успех и народ из других корпусов -- а это там с полкилометра и более -- валом валил ее прочитать.
3. Тут ранее была (вызвавшая странную полемику) фотография ИБР-2 с сидящим на стульчике человеком, и было сказано что это Илья Михайлович Франк, директор Лаборатории нейтронной физики Объединенного института ядерных исследований в Дубне, академик, лауреат Нобелевской премии. Это подтвердил его сын Саша Франк, лектор на этой же школе, который дополнил историю фотографии:
ИБР-2 можно назвать подкритичной плутониевой бомбой, которая подкритична так как из нее в одну сторону нейтроны вылетают свободно. Когда с той стороны мимо плутониевой чушки пролетают синхронно нейтронные отражатели, то она дает вспышку. Так вот, тогдашний директор ОИЯИ Н.Н.Боголюбов панически боялся ИБР-2 и своим приказом обязал Франка лично присутствовать на монтаже ИБР-2. Если Франк заболевал или был в командировке, то монтаж приостанавливали.
Отредактировано: Dobryаk - 27 фев 2009 12:38:19