Мировая Закулиса или Театр Теней
7,748,530 11,005
 

  Ахмад ибн Куйя (Ахмет Куе ( Слушатель )
06 мар 2015 01:45:47

Тред №909445

новая дискуссия Дискуссия  194

Не знал, что в Одессе 16 декабря 1990 года был общегородской референдум, и 90% его участников поддержали режим свободной экономзоны (СЭЗ) ""Порто-Франко. Тогда главой горисполкома города был некий Валентин Симоненко - в будущем- создатель и многолетний глава Счетной Палаты Украины. Ну и таки стиль одесской городской прессы...

^ИС: Слово

^ДТ: 27.11.1998
^НР: 47(314)
:
АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ: ГРЕЗА О ПОРТО-ФРАНКО И ПРОЗА ТОЧЕЧНОЙ ЗОНЫ
НА ВОПРОСЫ "СЛОВА" ОТВЕЧАЕТ ЗАМЕСТИТЕЛЬ ГЛАВЫ ОБЛГОСАДМИНИСТРАЦИИ  Б.В.БУРКИНСКИЙ

ШЕЛ 1990-й. Советской власти оставался год, и с каждым днем ощущение грядущих перемен становилось все явственнее. В такие времена, предшествующие историческим разломам, люди становятся смелее, оживают мечты и чаяния... Вот в такой-то несколько нервической обстановке 16 декабря 1990 года в Одессе прошел референдум. Мы высказали свое отношение к идее создания свободной
экономической зоны. Нужно ли напоминать, что тогда ее поддержали 93,8 процента одесситов, участвовавших в голосовании? И это естественно.





Кто в нашем городе не вздыхал и не вздыхает о возврате золотого времени порто-франко? Тогда деревья на Приморском (Николаевском) бульваре были молодыми и не мешали любоваться панорамой порта, заполненного судами со всего света. О порто-франко грезили не только пикейные жилеты, но и солидные экономисты, деловые люди и даже некоторые ответственные партработники.
Напомним, что в режиме свободного порта Одесса жила с 1819-го по 1858 годы.

Значению роли порто-франко в становлении нашего края посвящены многочисленные статьи и даже монографии. Это тема отдельного разговора. Сегодня же напомним лишь следующее. Режим порто-франко позволял ввозить грузы без таможенных и иных пошлин и хранить их на территории порта, а уж когда они пересекали границу свободной зоны, следовало платить. Это привлекало к Одессе зарубежных купцов, промышленников, банкиров, увидевших свою выгоду, и обогатило российское государство и город. За три с небольшим десятка лет порто-франко преобразило Одессу. Следы былого процветания видны и сегодня. Всемирно известные архитектурные ансамбли, одно из лучших на планете театральных зданий, а главное - остатки духа предприимчивости, веселого делового задора, витальности, царивших некогда в свободном порту и вольном городе...

Так как же было нам не голосовать за хотя бы частичное возвращение всего этого? Как было не ликовать, узнав о том, что 14 декабря 1992 года премьер- министр уже суверенной Украины подписал распоряжение о деятельности комиссии, собранной для подготовки документов, касающихся создания Одесской специальной (свободной) экономической зоны? Под документом стояла подпись Леонида Кучмы, нашего нынешнего президента. Верховная Рада приняла закон о свободных зонах, представители Одессы не раз ездили в Киев с пакетами соответствующих документов, но дело затормозилось. И надолго...

И все же борьба за осуществление чаяний не одного поколения наших земляков продолжается. На вопросы, волнующие читателей "Слова", отвечает заместитель главы областной государственной администрации Б.В. Буркинский. Занимая высокие государственные должности, Борис Владимирович не прерывает и научной деятельности. Он доктор экономических наук, член-корреспондент Национальной Академии наук Украины, руководит Институтом проблем рынка и- экономико-экологических исследований. Сфера интересов ученого - различные аспекты социально-экономического развития региона. И, конечно же, свободные экономические зоны.

- Я очень рад тому, - говорит Борис Владимирович, - что у нас, одесситов, не угас интерес к этой теме, не пропало желание бороться за создание свободной экономической зоны. Вы вспомнили 1990-й, 1992-й годы, а я напомню, что еще в 1989-м речь о СЭЗ шла на сессии горсовета, что идея ее воссоздания рождалась в недрах нашего института. Тогда разрабатывалась концепция Большой Одессы,

которая со временем преобразовалась в проект создания точечных зон на территории Одессы и области. Большая Одесса - это СЭЗ в Одессе, Ильичевске, Южном, Измаиле, Рени. Убежден, что таких предпосылок и объективных условий, как у нас, нет ни в Донбассе, ни в Крыму, ни в Кировограде, где также говорят о СЭЗ. И то, что Одесса до сих пор не возродила порто-франко, - гримасы большой политики, свидетельство негосударственного подхода к делу государственной важности. Увы, в начале 90-х Верховная Рада не поняла этого. Кстати, и в Кабинете министров не все поддержали нас. К примеру, вице-премьер В. Пинзеник убеждал нас, что свободная зона в Одессе и вовсе не нужна, что сегодня вся Украина уже свободная зона. Что вы еще хотите?

- В каком же состоянии этот вопрос сегодня?

- Готов пакет документов, касающихся зоны порто-франко в Одесском порту. С ними уже познакомились специалисты различных министерств и ведомств. Недавно глава облгосадминистрации Сергей Рафаилович Гриневецкий представил эти документы на заседании межведомственной комиссии. Следующий этап - Кабинет министров, который должен дать свои предложения Верховной Раде.

- Но однажды это уже было... Есть ли у вас уверенность в том, что нынешний депутатский корпус отнесется к Одессе благосклоннее?

- Будем работать с депутатскими комиссиями. Очень надеемся на солидарность парламентариев-одесситов. Конечно, придется нелегко. Важно убедить и Кабмин, и Верховную Раду в том, что СЭЗ нужна не только Одессе, но и всей Украине. А это, к сожалению, понимают не все. И сегодня поговаривают о неких приоритетах, которыми следует руководствоваться при выборе региона для СЭЗ. А в чем эти
приоритеты - не всегда ясно...

- Самое время рассказать нашим читателям, что же будет представлять собой СЭЗ в порту.

- Она разместится на намытом участке территории порта площадью в 34 гектара. Есть возможность расширения площадки в сторону второго судоремонтного завода. Хочу особо подчеркнуть: обычно в создание таких зон вкладывает деньги государство. В нашем же случае все затраты - за счет порта. А это проектные и строительные работы, прокладка коммуникаций - электричества, воды, газа. Такая свободная зона практически является началом транспортного коридора. Принципы работы зоны те же, что и во время порто-франко, действовавшего 150 лет назад: беспошлинный ввоз и хранение в порту импортных грузов с оплатой всех положенных налогов при пересечении границы СЭЗ и транспортировке грузов по территории Украины. Это и сегодня привлекает партнеров повсюду, где есть СЭЗ, а они работают практически во всем мире.

- Что же получат город и государство после создания СЭЗ?

- Их интересы, повторяю, неотделимы. Получат причитающиеся налоги - каждый свою долю, а также рабочие места. Кроме того, работу смежники.

- Добавлю, что создание СЭЗ повышает инвестиционную привлекательность и страны, и региона, и города, свидетельствуя, что государство идет по пути демократических принципов хозяйствования. Но возникает весьма щекотливый вопрос: кто будет руководить работой СЭЗ?

- Действительно, вокруг того, кто же будет рулить, обычно возникают проблемы. Но не в нашем случае. Отношения зоны порто-франко с государством не будут ничем отличаться от действующих в рамках обычного партнерства властей с зарегистрированным предприятием. Каждый получит свое в соответствии с компетенциями.

Борис Владимирович рассказал о своем участии в совещании, которое провел  недавно президент страны. Оно было посвящено проблемам выхода из экономического кризиса. Выступая на нем, академик Буркинский подчеркнул, что одной из основных причин переживаемых страной трудностей является разрыв между принятыми правильными решениями и практикой... Это касается и транспортных коридоров, и
свободных экономических зон. По мнению нашего собеседника, проволочки с созданием СЭЗ в Одессе принесли стране немалый вред. При положительном решении за эти годы мы накопили бы уникальный опыт, который помог бы сегодня тем регионам, где готовятся к созданию своих свободных экономических зон. Трудно не согласиться с Борисом Владимировичем Буркинским. Хочется верить, что
он и его единомышленники сегодня ближе к цели, чем несколько лет назад, но, откровенно говоря, нет никакой уверенности, что наше порто- франко не заблудится в очередной раз в коридорах власти. Что еще одно поколение молодых одесситов не будет посмеиваться над пикейными жилетами, продолжающими грезить о порто-франко... Судя по всему, этим мечтам в полной мере уже не сбыться. Одессе, увы, не быть вольным городом. Но даже точечная зона в порту значила бы для нас очень много. Она вселила бы в нас надежду. Мне вспоминается другой порт. Гамбург. Бурлящий, работающий в охотку гигант, в котором есть и островок свободной экономической зоны - сердце, обеспечивающее благополучие, достаток, стабильность, перспективу. И городу, и порту. Даже трудно себе представить, что сравнительно недавно - в середине XIX века - Одесса была такой же...

Феликс КОХРИХТ 
Отредактировано: Ахмад ибн Куйя (Ахмет Куе - 06 мар 2015 02:22:06
  • +1.63 / 9
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!