Тред №911099
новая дискуссия
Дискуссия
155
В продолжение темы о том, какой тип творчества будет наиболее востребован во время расцвета крестьянского уклада общества: читаешь русские-народные обрядовые песни, например, "Окликания Егория" - обрядовый обход дворов с пением песен в Егорьев день (23-24 апреля по старому стилю), и в очередной раз убеждаешься, что "все уже давно придумано до нас". Причем придумано в соответствии с современным законами и правилами построения художественного произведения:
Структура песен -"окликаний" подобна колядкам и волочебным песням. Они состоят из зачина, основной части и концовки. Зачин содержал призыв к хозяевам:
"Встань, хозяин, пробудись,
Ты Егорию помолись,
И с нами поделись,
И опять спать ложись!..
(Традиционные обряды и... 1985. С. 48)
Основная часть носила характер заклинаний, обращенных к Святому Егорию, которую также можно в свою очередь разделить еще на четыре составные части (далее в скобках - в виде 4-х типов квадр):
"Волку с медведем -
Пень да колода,
По-за моря дорога!
(Крестьянская)
Зайцу с лисицей -
Горькая осина
По самую вершину.
(Аристократическая)
Ворону с вороной -
Камешек дресвяный!
(Духовенская)
Матушке - скотинке,
Всей животинке -
Травка- муравка,
Зелененький лужок!"
(Буржуазная)
(Земцовский И.И. 1970. С. 315. № 456)
В концовке звучали просьбы о вознаграждении за труды. В ответ на песенку хозяйка выносила "подаянье", если оно устраивало "окликальщиков", они благодарили:
"Спасибо тебе, тетка,
На хорошем подаянье!
Дай тебе Бог,
Подольше пожить,
Подольше пожить
Да побольше нажить -
Денег мешок,
Да белья коробок,
Двадцать телушек,
Все годовушек,
Десять быков,
Все годовиков,
все полуторвиков!"
(Традиционные обряды и ... 1985. С. 47)
Когда же участникам обхода ничего не выносили, ребята пели:
"Неспасибо тебе, тетка,
На плохом подаянье!
Дай тебе Бог,
Подольше пожить
Да побольше нажить -
Вшей да мышей,
Тараканов из ушей!"
(Традиционные обряды и... 1985. С. 48)
Особенностью егорьевских обходов был их заклинательный скотоводческий характер. Тексты "окликаний" близки к заговорам и тесно связаны с обрядностью первого выгона скота. Может быть поэтому в некоторых местах Костромской губ. крестьяне считали их исполнение мало угодным Богу, грехом. Обрядовое же назначение обхода деревни было тем же, что и обхода стада, - обеспечение его защиты и благополучия.