Минтаевый вопрос и российско-южнокорейские отношения
Рыболовство всегда играло значительную роль в экономике и продуктовой безопасности Республики Корея (РК). В связи с истощением собственных морских биоресурсов (МБР) особенное значение для Южной Кореи имеет сотрудничество с Российской Федерацией (РФ) в области рыболовства. Ежегодно проходят сессии российско-корейской комиссии по рыбному хозяйству, на которых утверждается объём квоты на добычу МБР южнокорейскими рыбаками в исключительной экономической зоне (ИЭЗ) РФ. Однако сторонам не всегда удаётся быстро договориться, особенно в тех случаях, когда Москва чувствует не совсем честное поведение Сеула. Особенно кризисным для сотрудничества двух стран в области рыболовства стал 2013 г., когда между РФ и РК разразилась настоящая «Минтаевая война».
Отправной точкой кризиса стал октябрь 2012 г., когда руководитель Росрыболовства Андрей Крайний в достаточно жёсткой форме заявил, что РК, как и Япония, обязаны соблюдать взятые на себя обязательства по недопущению незаконного импорта российского краба
[1]. Неудивительно, что на начавшемся 14 ноября 2012 г. в Москве первом раунде переговоров российско-корейской комиссии по рыбному хозяйству, на которой обсуждался вопрос наделения квотами южнокорейской стороны на 2013 г., стороны так и не смогли прийти к общему соглашению.
Сначала южнокорейские переговорщики решили занять жёсткую позицию, и «не идти на поводу» у северного соседа. С точки зрения РК, проблема поставок нелегально добытого российского краба в РК через третьи страны – это проблема РФ и её отношений с этими странами. То есть Сеул, фактически признавая факт поставок нелегально добытого краба, утверждал, что является простым потребителем, предлагая Москве самой разобраться с браконьерами и странами, которые выдают сертификаты на этот краб.
Неудивительно, что новый раунд переговоров, который прошёл в Москве с 25 февраля по 1 марта 2013 г., также закончился безрезультатно. Во время этого раунда стало окончательно понятно, что РФ увязывает подписание соглашения на следующий год с окончательным решением вопроса с поставками нелегально добытого краба, и не согласна ни на какие компромиссы по данному вопросу. В официальном пресс-релизе южнокорейского Министерства сельского хозяйства, лесоводства, рыболовства и продовольствия особо подчёркивалось, что «…какие бы предложения не делала южнокорейская сторона, российская сторона настаивала на принятии своих условий…»
[2].
При этом РФ не смутил даже тот факт, что ради заключения соглашения РК придётся вносить изменения в собственное законодательство
[3]. А именно, в ту часть «Закона о развитии океанического рыболовства», где прописывается процесс таможенного оформления груза. Дело в том, что российская сторона настаивала на проверке документов на краба до его выгрузки на берег, в то время, как в южнокорейском было прописано, что подобную проверку надо проводить уже после того, как груз оказался на берегу...
Ссылка