Цитата: Сизиф от 20.03.2015 23:21:12Бродят какие-то мыслишки, но внятной для мну мну не посетило пока.
Зачем Сеня сбрил усы.
Чего Эрдоган на окраину поперся?
Не... интересов там полно... и у Турции и у него, но не с поросем же их обсуждать.
Вообще-то надо малость вернуться к мироустройству Великой Порты, дабы понять затем и структуру фронтира Османской Империи. Вообще- Порта есть территория массы социальных экспериментов, многие из которых желательно помещать в учебники по прикладной социологии. Одним из таких экспериментов, его результатом, есть происхождение гагаузов. Современные "мудрецы" гадают вроде как об этом- в реале ответ на вопрос много интереснее.
Итак:
1. В Великой Порте присутствовал некий "Корпус Янычар"- "Личных Рабов Султана"... Ну- быть "личным рабом"- это не сортиры чистить... В реале- это самая и есть военная (политическая) элита Империи.
2. В янычары набирали детей исключительно Христианского происхождения. Практически любой крестьянин из населения тех мест мечтал о том, что его ребенок попадет в этот Корпус. Это приводило к решению многих жизненных проблем и давало ребенку шанс стать кем угодно - вплоть до "первого заместителя Султана", что и происходило регулярно, не говоря уж о должностях начальников провинций, генералов и иже.
3. Все будущие янычары получали (по мере своего ума) отличное образование - как по военной, так и гражданской теме. История, география, знание языков, элементы политологии, математика и так далее. Не считая военной специфики- естественно, которую преподавали очень жестким образом. Все это производилось в специальных школах, принципы обучения в которых вполне себе сперли Англы- для своих "закрытых школ".
4. Во времена расцвета Корпус Янычар был очень не велик- ибо все же это "охрана Султана", подготовка которой стоила очень дорого и занимала массу времени.
5. Прежде всего- нас интересуют не генералы из янычар- а совсем как раз рядовые, которых было не мало в процентном составе. По естественной выслуге лет их нужно было куда-то "пристроить". Вот и пристраивали- давая небольшой земельный надел как раз и в те места, которые нас интересуют. (Вообще- история потомков Янычар- штука тоже очень сложная. Но не будем останавливаться на Восточных векторах этой темы- остановимся лишь на северо- востоке Османской Империи).
6. Итак- бывший ребенок- Христианин, волей Судьбы попавший в Ислам, становился мусульманским крестьянином. Дальнейшая карьера ему была закрыта. Имея надел земли, который обрабатывать он не мог по определению- ибо не научен просто был такому, он чаще всего сдавал эту землю болгарскому крестьянину-соседу "исполу урожая", а сам торжественно бездельничал на завалинке собственной хатки, медитируя на тему прошлой не легкой жизни и "крутя в тыкве" проблему устройства своего потомства.
7. Болгарин в то же самое время медитировал на ту же самую тему мироустройства отпрысков и мечт о карьере своих наследников. Ибо- все пути к карьере без Ислама были ему закрыты.
8. Специфика внутри- конфессиональных отношений в Исламе по отношению к янычарам приводила к тому, что янычар "хоть на восьмую часть шишечки" должен был отличаться от Правоверного Мусульманина. В Западной части Великой Порты это решалось принадлежностью к суфийскому ордену Бекташей, в северо- восточной же части - "местнический альянс" с традиционным для тех мест Крестьянством приводил к тому, что часть потомков янычар возвращалась к Христианству. С той целью, чтобы дети- внуки могли опять попасть в янычары.
9. Учитывая Восточный менталитет не трудно догадаться- как это делалось. Учитывая то, что начальники провинций были и "собратьями по касте", и просто- дружбанами- сослуживцами. Короче- возник "местнический сговор" в обход религиозных законов Османской Империи.
10. Сговор этот возник очень быстро- ибо основная проблема была перманентной, и уже к началу 16 века отмечено появление массы "гагаузов" на интересующих нас землях, причем эта масса держалась достаточно плотно друг-друга, что, собственно, и способствовало внезапному появлению нового Народа. Причем- главная особенность его в том, что он не чужд ни туркам, ни болгарам. Ибо, повторюсь- это результат исторического сговора, а не предательства. За фокусами с религией в Порте следили строго- как Государство, так и сами жители. И к предательству в религии относились очень жестко. Но тут- прокатило, ибо в "альянсе" были заинтересованы обе стороны.
11. Этнические же отличия гагаузов от местного населения вызваны тем, что в составе янычар были и представители других рас- в том числе и армян, например.
ИТОГО:
а) Гагаузы есть естественное- исторически возникшее национальное Явление -связка между ОИ-местным населением -РИ. И интерес Турции в данной проблеме- несомненен. Равно- как и наш интерес.
б) "Сталинские репрессии в отношении народов"- не попытка уничтожения народов, а попытка СОХРАНИТЬ, пусть и тяжким методом, данный Народ. Чаще всего практика переселения объяснялась не некими качествами самого выселяемого Народа, а проблемами "окучивающей среды", окружавшей этот народ- то есть внешними торгово-финансовыми элитами, которые подлежали тогда, да и сейчас- не менее, определенной изоляции и требовали и требуют постоянного контроля над собой. Вот под такую "дудку" и попала часть Гагаузов - но целью являлось насилие не над ними, а над вполне себе конкретными сетевыми структурами с внешним подчинением. По поводу этих же Структур- либо они "строились" в интересах СССР, либо- лоб мазался зеленкой. Но массовости там отнюдь не наблюдалось. Впрочем- территориально - заметен успех в данной области.