ЦНИИ "Курс": в России создан лазер для резки льда и проводки кораблей.
новая дискуссияДискуссия76
ЦНИИ "Курс": в России создан лазер для резки льда и проводки кораблей. РИА Новости. "Военно-морской флот России в ближайшие несколько лет пополнится рядом перспективных кораблей и подводных лодок, оснащенных по последнему слову техники. Одновременно предприятия российского оборонно-промышленного комплекса в кооперации с научными институтами разрабатывают и производят новые комплексы и системы для оснащения новейших боевых кораблей и подводных лодок. В частности, Центральный научно-исследовательский институт "Курс" разрабатывает новые средства связи, навигации и радиоэлектронной борьбы. О том, какие наработки уже есть у предприятия и над какими проектами трудится сейчас ЦНИИ "Курс", рассказал корреспонденту РИА Новости Андрею Чаплыгину генеральный директор предприятия Лев Клячко. — В 70-е годы прошлого века в стране развернулось масштабное строительство океанского флота, включая атомный подводный флот. Требования по эффективности создаваемого корабельного состава постоянно повышались, стоимость радиоэлектронного вооружения кораблей также росла, достигая 70% и более от общей стоимости корабля. В то же время взаимодействие между средствами радиоэлектронного вооружения и оружия кораблей значительно усложнилось. Все эти факторы потребовали перехода к программно-целевому методу планирования работ при создании нового вооружения. Для решения этих задач в июне 1979 года было принято решение об организации научно-исследовательского института корабельного радиоэлектронного вооружения, а уже в июле вышел приказ об образовании ЦНИИ "Курс". Перед вновь образованным институтом были поставлены задачи по программно-целевому планированию развития корабельного радиоэлектронного вооружения и оптимизации систем вооружения проектируемых и перспективных кораблей ВМФ. Также мы занялись координацией выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (ОКР) по созданию новых образцов радиоэлектронного вооружения для кораблей и судов ВМФ. — Можно сказать, что мы боремся с основной бедой отечественного кораблестроения последних лет — срывами сроков сдачи кораблей. Эти срывы связаны с тем, что корабль практически превращается в испытательный полигон для нового радиоэлектронного вооружения. Предварительная отработка новых технических решений на созданных в институте комплексах полунатурного моделирования позволяет значительно сократить сроки испытаний кораблей. — На протяжении всей своей 35-летней истории институт участвовал совместно с бюро-проектантами в выполнении госзаказов практически по всем проектам кораблей, создававшимся как для отечественного ВМФ, так и для флотов инозаказчиков — Индии, Китая, Алжира, Ливии, Вьетнама и других. Корветы проекта 20380, фрегаты проекта 11356 и новейший фрегат проекта 22350 "Адмирал Горшков" не являются исключением. Формат нашего участия в этих работах формировался как составная часть ОКР по проектированию радиоэлектронного вооружения. Результатами нашей работы стала интеграция радиоэлектронных средств в единую систему вооружения. Мы также принимали непосредственное участие в проведении заводских и государственных испытаний кораблей. В 2014 году такая работа с участием наших специалистов проводилась на фрегате "Адмирал Горшков". — Мы уже заключили ряд контрактов с Северным ПКБ, ЦМКБ "Алмаз" и Зеленодольским ПКБ. В этом году мы планируем реализовать крупный инвестиционный проект по созданию стендовой и опытно-конструкторской базы для отработки радиоэлектронного вооружения и оружия надводных кораблей. Это продолжение по созданию систем моделирования, реализованное на качественно новом уровне. Грубо говоря, мы предполагаем создание виртуальных кораблей основных классов в нашем институте. Инвестиции в реализацию этого проекта производятся в рамках Федеральной целевой программы "Развитие ОПК на 2011-2020 годы". Отдельный блок задач связан с гражданской тематикой. Ряд очень интересных работ мы планируем завершить в 2015 году по судовому радиоэлектронному оборудованию. В частности, предполагается завершить разработку голографического антенного устройства, что позволит создавать радиолокационные станции (РЛС) нового типа. Конструкция голографического антенного устройства отличается более высокой технологичностью по отношению к традиционным фазированным антенным решеткам и имеет ряд других преимуществ. Если говорить конкретно, то использование голографических антенных устройств при изготовлении РЛС обеспечивает снижение ее стоимости до 30 раз. — Разумеется! Есть одна очень интересная разработка — в этом году мы завершаем технический проект, связанный с использованием мощных лазеров для проводки ледоколов в тяжелых льдах. Нам удалось впервые доказать техническую реализуемость такого решения и его экономическую целесообразность. Принцип работы этого устройства основан на том, что мощный лазер делает надрез во льду по маршруту, по которому затем следует корабль, без труда разламывая лед. Этот проект, кстати, нашел поддержку главного проектанта ледоколов в нашей стране — ЦКБ "Айсберг". — В настоящее время институтом ведутся исследования по целому ряду работ, в том числе и инициативных, в области радиоэлектронного вооружения, которые могут в перспективе поставляться на боевые корабли. Более того, ЦНИИ "Курс" уже завершил ряд разработок, связанных с автоматизацией боевого управления. Среди них, например, комплекс автоматизации применения роботизированных комплексов — беспилотных, безэкипажных и необитаемых подводных аппаратов морского базирования. Нами также разработан автономный вычислительный комплекс, позволяющий автоматически применять оружие даже при выходе из строя основных боевых информационно-управляющих ресурсов корабля. Мы надеемся, что эти разработки найдут применение и при проектировании будущего эсминца. — Вообще-то, именно ЦНИИ "Курс" в начале 80-х годов прошлого века прорабатывал и выходил с инициативой создания кораблей с модульным вооружением. Это было еще до появления первых кораблей МЕКО, разработанных немецкой компанией Blohm und Voss. Честно говоря, данная концепция имеет как свои преимущества, так и недостатки. Больше всего проблем с электромагнитной совместимостью возникает на морских объектах малого водоизмещения с большой плотностью антенно-фидерных устройств и сложной архитектурой верхнепалубных конструкций. К подобным объектам можно отнести и такие многоцелевые корабли, как, например, корвет 20380. Проектирование, строительство и эксплуатация кораблей со сменным модульным принципом вооружения в части обеспечения ЭМС и ЭМБ практически не требует разработки новых подходов и инструментов, а электромагнитная обстановка на таких кораблях прогнозируется нами как более благоприятная. И все же, все комбинации радиоэлектронных средств, используемых при выполнении боевых задач, возложенных на корабль, должны быть исследованы и просчитаны еще на этапе его проектирования, а затем уже испытаны. Научно-методический аппарат, разработанный в нашем институте, а также наличие команды опытных специалистов позволяют с уверенностью заявить, что мы к такой работе готовы. — В последнее время существенно расширилась тематика и активизировались работы по моделированию и исследованию электромагнитных полей с целью разработки эффективной защиты от электромагнитного оружия. Более подробно раскрыть содержание этих работ не представляется возможным, можно лишь сказать, что актуальность этих работ обусловлена их большой практической потребностью и интересом заказчика. Также хочу отметить, что в настоящее время мы ведем доработку наших изделий на соответствие требованиям министерства обороны. В частности, большой интерес у ВМФ вызывает измерительно-информационный комплекс обеспечения работы водолаза (ИКВ), предназначенный для повышения безопасности и эффективности водолазных работ. Комплекс обеспечивает контроль местоположения и пространственной ориентации водолаза по данным встроенных датчиков и гидроакустической навигационной системы, а также отслеживает параметры самочувствия водолаза по данным датчиков частоты дыхания и пульса. Также с помощью ИКВ водолаз может обмениваться короткими текстовыми сообщениями с руководителем спуска, который получает всю информацию о погружении по гидроакустическому каналу связи. — Не просто планируем, а уже используем. Вместе с подразделениями морской авиации отрабатываем комплект индивидуального универсального спасательного снаряжения, который обеспечит самостоятельное спасение членов экипажа из аварийно приводнившихся, а также затонувших летательных аппаратов. Комплект обеспечивает дыхание человека под водой на глубине до 30 метров в течение 1,5 минут с легочной вентиляцией до 30 литров в минуту. — Разработка имитаторов радиотехнических сигналов и помех является сравнительно новым направлением в нашей деятельности, мы начали заниматься этим около десяти лет назад. Сегодня эти имитаторы являются составной частью наших комплексов полунатурного моделирования. Мы создали несколько образцов этих приборов, один из которых вызвал интерес со стороны ряда радиотехнических фирм, занимающихся разработкой РЛС, и является самостоятельным предметом поставки. С использованием такой техники специалисты института в 2014 году провели испытания глобальной морской спутниковой системы безопасности (ГМССБ), предназначенной для установки на все без исключения проекты кораблей и судов. Испытуемая аппаратура подтвердила характеристики, предусмотренные требованиями заказчика. Корме того, успешно прошли испытания перспективного радиолокационного комплекса, который предполагается к установке на новых кораблях. — Я бы выделил два ключевых направления. Во-первых, современные войны — это информационные войны. Как говорил барон Ротшильд, кто владеет информацией — тот владеет миром. Разрушив информационное пространство противника, вы полностью срываете все его боевые операции. Нет необходимости сбивать ракету — достаточно определенным импульсом вывести из строя его головку самонаведения. И, наоборот, научившись создавать противодействие таким импульсам, вы сохраняете боеспособность своего оружия. Институт в настоящее время проводит работу и по этим направлениям. И, во-вторых, все большее развитие получают роботизированные системы. О ряде таких работ, проводимых в институте, я уже упомянул, но есть и другие. В прошлом году мы провели на Волге испытания малогабаритной цифровой автоматизированной системы управления движением безэкипажных надводных транспортных средств. Система обеспечивает все необходимые функции управления движением безэкипажного судна: отход от причала, переход по заданному маршруту, движение в заданной области по программе, выход в заданную точку, расхождение с опасным подвижным и неподвижным объектом, причаливание. Разрабатывали эту систему в гражданских целях, но она может быть установлена и на боевых безэкипажных средствах. — Пока что мы создали такой образец для гусеничной техники легкого класса массой до 15 тонн. Данное плавсредство обеспечивает абсолютную непотопляемость при полной загрузке, безопасность плавания при волнении моря до пяти баллов включительно и скорость хода до 14-16 километров в час. Преобразование сухопутного комплекса в амфибийный, то есть навешивание понтонных средств, осуществляется силами экипажа за 30 минут, а обратное преобразование — мгновенно. В институте создан научно-технический задел и демонстрационный образец плавсредства, позволяющий проектировать и строить новые модифицированные образцы для придания мореходных качеств новой бронетехнике, в том числе — создаваемой на платформе "Армата". Такие плавсредства могут обеспечить десантирование бронетехники с десантных кораблей, форсирование водных преград, в том числе морских, транспортировку на борту десанта до 50 человек или до восьми тонн груза, участие в спасательных операциях, ведение охранных и боевых действий в прибрежной морской двухсоткилометровой зоне. Кстати, мы предлагали использовать эти средства и для печально известного проекта "Мистраль". Сейчас мы готовы приступить к такой работе, как только этот вопрос перейдет в практическую плоскость, то есть найдет свое отражение в ГОЗ. — Мы продумали этот вопрос и защитили технические решения, использованные в этом комплексе, целым рядом патентов. Учитывая возможность продвижения данной продукции на зарубежные рынки, нами также получен Евразийский патент, распространяющийся в том числе на страны СНГ. В настоящее время Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству подписано соглашение с одним из этих государств, определен наш партнер со стороны этого государства. — Правильнее было бы говорить не о 3D-печати деталей, а об аддитивных технологиях, то есть технологиях послойного синтеза. Безусловно, аддитивные технологии имеют огромное преимущество перед традиционными за счет сокращения времени и стоимости при проведении НИОКР. Быстрое изготовление макетных и опытных образцов позволяет на порядок сократить время проведения НИОКР и, как следствие, значительно сжать сроки выхода новой продукции на рынок. Послойный метод построения детали сам по себе дал новые возможности, открыл для конструктора новые горизонты творчества, снял многие технологические ограничения. В настоящее время по решению префекта Восточного округа Москвы на базе нашего института, который обладает самым мощным в судостроительной отрасли суперкомпьютером, мы создаем Центр компьютерного инжиниринга и аддитивных технологий. Одна из ключевых задач проекта — ликвидация отставания Российской Федерации в использовании и применении аддитивных технологий и создание единой отечественной научно-исследовательской и производственной базы для использования и развития аддитивных технологий в промышленном производстве. В этом центре, помимо прочего, мы будем заниматься компьютерным проектированием конкурентоспособных машин, конструкций, приборов и сооружений новых поколений."